Для 70% российских креаторов работа в соцмедиа — основной род деятельности
Новое исследование «Эпоха творцов», проведенное Институтом исследований культуры НИУ ВШЭ, подтверждает растущий тренд на использование отечественных платформ креаторами, подчеркивая важность микроинфлюенсеров, коротких видеоформатов и региональной экспансии.
Российские платформы в части возможностей, предоставляемых креаторам, догоняют зарубежные аналоги и динамично меняются с учетом актуальных потребностей пользователей — об этом свидетельствуют данные исследования «Эпоха творцов», проведенного Институтом исследований культуры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Авторы контента уже выбирают и отмечают отечественные социальные медиа и платформы среди наиболее перспективных площадок для работы. По оценкам экспертов, основными площадками для размещения контента выступают платформы «ВКонтакте», «VK Видео», «VK Музыка» и Telegram.
Отечественные платформы постоянно улучшают условия для авторов и расширяют возможности монетизации контента. Результатом этих усилий становится растущая доля творцов, для которых работа в социальных медиа является важным источником заработка. Для блогеров наиболее распространенным источником дохода являются рекламные контракты (40%), на втором месте — донаты от аудитории (34%), на третьем — создание и продажа собственных продуктов (мерч, курсы) (24%). По оценкам экспертов, монетизация контента становится ключевым фактором успеха, и платформы активно разрабатывают новые инструменты для ее обеспечения. Среди них — VK AdBlogger, предоставляющий бизнесу широкие возможности для размещения рекламы, сбора и анализа статистики ее показов и оптимизации продвижения на основе этих данных.
Креативные индустрии предоставляют возможности не только для тех, кто имеет профильное образование, но и для самостоятельно освоивших нужные профессиональные навыки. Среди блогеров, инфлюенсеров и администраторов сообществ только каждый шестой говорит о наличии профильного образования. В различных группах креаторов профильное образование имеют 51% опрошенных дизайнеров, 49% специалистов по работе с текстами, 33% специалистов по работе со звуком, 24% специалистов в сфере видеопродакшена и по 16% блогеров и владельцев и администраторов сообществ или каналов.
По оценкам экспертов, креаторы, которые хотят повысить квалификацию, нередко сталкиваются с барьерами: отсутствием обучающих программ по нужной специальности, высокой стоимостью курсов, неактуальностью программ обучения. Среди практико-ориентированных обучающих программ опрошенные эксперты называют программы Творческой лаборатории Института медиа НИУ ВШЭ, Университета креативных индустрий Universal University и открытой креативной платформы «Простор».
Создатели контента, работающие в социальных медиа, ощущают растущую потребность в аналитических и управленческих навыках со стороны креаторов. Согласно исследованию, в топ-5 востребованных навыков вошли креативность, цифровые и технические навыки, чувство трендов, бизнес-мышление, аналитические способности. Необходимые компетенции творцы развивают, работая над проектами на практике, обучаясь самостоятельно и взаимодействуя друг с другом в профессиональных сообществах.
Работодатели говорят о росте спроса на креативных специалистов, эффективно использующих возможности искусственного интеллекта. Чаще всего возможностями ИИ в своей профессиональной деятельности пользуются дизайнеры (65%), реже других — блогеры, инфлюенсеры (41%) и специалисты по работе со звуком (36%). Около трети всех представителей креативных индустрий планируют использовать ИИ в работе в будущем.
Александр Сувалко
«Экономика творцов — явление, которое на протяжении последних лет привлекает внимание зарубежных исследователей по всему миру, но до настоящего времени на российском материале этот феномен не описывался, — отмечает Александр Сувалко, заместитель директора Института исследований культуры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. — В этом смысле настоящее исследование является передовым для России. Сегодня сложно оценить масштаб этого явления в силу широкой распространенности цифровой активности, однако проведенный опрос и экспертные интервью указывают на повышение интереса к креаторам и инфлюенсерам со стороны цифровых платформ и бизнеса».
Институт исследований культуры НИУ ВШЭ провел количественный опрос 2389 человек, фокус-группы с представителями различных креативных сфер в России, экспертные интервью с руководителями агентств, помогающих развитию блогеров и других креаторов. Исследование проводилось в IV квартале 2024 года.
Цель исследования — выяснить текущее положение представителей российской креативной экономики, их потребности в работе в социальных медиа, а также ожидания от владельцев цифровых платформ в России.
Вам также может быть интересно:
Креативный анализ: результаты исследования ученых пермского кампуса НИУ ВШЭ
Эксперты НИУ ВШЭ — Пермь завершили работу над масштабным проектом, посвященным анализу состояния креативных индустрий в Пермском крае и формированию рекомендаций по их развитию. Исследование проводилось при методической и экспертной поддержке ученых Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Евгения Куценко и Виктории Боос. Рассказываем о ключевых результатах проекта.
Креативные индустрии в России на подъеме
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ изучает структуру креативных индустрий и динамику их развития с 2019 года на основе доступных данных статистики. Как показывают результаты анализа, креативный сектор заметно опережает по темпам роста экономику в целом и проявляет устойчивость к внешним шокам. В последние годы в этой сфере деятельности в России был получен особый импульс для роста, чему способствовало появление профильных институтов развития и целый ряд новых инструментов политики.
Творчество как сектор экономики
Креативные индустрии — быстрорастущий, разнородный и инвестиционно привлекательный сектор российской экономики. Это показали результаты исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с НИУ ВШЭ, Росстатом, ReksoftConsulting и Бюро K22. Презентация работы прошла в ТАСС.
Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику
В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.
Секрет креативности: что нужно для развития индустрии
Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».
Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае
Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».
«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»
Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.
CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра
17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.
В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России
Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.
Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу
Творческая самореализация становится одним из самых значимых аспектов жизни молодых людей. Они используют свои креативные способности везде и во всем и едут туда, где созданы для этого наилучшие условия. Специалисты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ впервые провели диагностику культурно-творческого потенциала муниципальных образований и разработали индекс на ее основе.