• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Секрет креативности: что нужно для развития индустрии

Секрет креативности: что нужно для развития индустрии

© iStock

Сегодня значимость креативных индустрий для экономического развития неоспорима. Российские и зарубежные исследователи собрались в Вышке, чтобы обсудить факторы и особенности работы этой сферы на IV Международной научной конференции «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».

В НИУ ВШЭ 30 октября стартовала Международная научная конференция «Креативная экономика: ключевые тренды развития и государственная политика».

Мероприятие проводится Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) под эгидой Десятилетия науки и технологий в России в рамках деятельности Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» НИУ ВШЭ при поддержке Минобрнауки России.

Евгений Куценко

В первый день конференции состоялись четыре тематические сессии. Первая была посвящена креативным городам. «Это сложная тема, и сейчас в России очень острая, очень актуальная, популярная. В 2020 году это было совершенно не так, четыре года все поменяли. Наши измерения показывают, что креативные индустрии невероятно неравномерно распределены по регионам и городам и концентрируются в определенных местах. То есть они очень избирательны. Это очень важное знание, и конечно, хочется понять, что это за города и пространства, которые привлекают креативную индустрию, и в чем их секрет», — поделился модератор сессии, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Евгений Куценко.

Виктория Боос

Заведующий отделом «Лаборатория исследования креативных индустрий» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Виктория Боос представила Рейтинг инновационной привлекательности мировых городов с анализом распределения креативных индустрий по всему миру.

«Ключевой особенностью нашего рейтинга является то, что он дает информационную базу для принятия управленческих решений в сфере городского управления. Еще одна особенность — это воистину уникальная система показателей: мы не пользуемся муниципальной статистикой, мы не пользуемся экспертными оценками, мы пользуемся данными с независимых платформ, которые агрегируют информацию о наилучших представителях креативных индустрий, то есть о лидерах креативных индустрий», — рассказала она.

В исследование вошли восемь индустрий, которые в сумме закрывают порядка 90% доходов всего креативного сектора в мире. Это кино и анимация, компьютерные игры, музыка, мода, реклама и PR, архитектура, промышленный дизайн и искусство, которое включает в себя литературу, исполнительские искусства и современное искусство.

В топ-5 городов, где сконцентрировано больше всего лидеров креативных индустрий, вошли Лондон, Нью-Йорк, Токио, Лос-Анджелес и Париж. «Если посмотреть на этот рейтинг, то мы увидим, что в первой двадцатке наблюдается паритет между Востоком и Западом, а в тридцатке больше западных городов. Соответственно, можно говорить о том, что Восток заявляет себя как полноправный участник рынка креативных индустрий», — отметила Виктория Боос.

При этом исследование показало, что первая пятерка городов отличается очень большим отрывом от всех остальных городов. «Не стоит думать, что мегакреативные города только и делают, что оттягивают креативных лидеров от других населенных пунктов. Дело в том, что эти мегакреативные города развиваются сами и сами создают креативных лидеров», — подчеркнула докладчица.

Также исследователи заметили, что за последние два года изменилась пропорция между развитыми странами и Глобальным Югом по числу представителей креативных индустрий. Так, сегодня каждый десятый исполнитель, выпустивший самые скачиваемые музыкальные треки, — это представитель Латинской Америки, в странах Северной Африки и Западной Азии сосредоточено 150 самых популярных модных брендов, дизайнеров и архитектурных бюро.

Креативные индустрии также развиваются и в небольших городах — у них свой особый стиль креативности. Оказалось, что в некоторых индустриях более чем 5% звезд сосредоточено в городах с численностью населения менее 250 тысяч человек.

За последний год многие города показали впечатляющую динамику, отметила докладчица. Например, Дубай поднялся с 76-й на 38-ю позицию, а Токио выбился в тройку лидеров. Виктория Боос подчеркнула: для развития креативных индустрий нужны креативные меры поддержки. Например, в Дубае развивается особая экономическая зона для представителей креативных индустрий. Подобные зоны стали не так давно появляться и развиваться в Китае. В Австралии — три профессиональные ассоциации в сфере архитектуры и устойчивого строительства. В Чили развиваются локализированные стриминговые сервисы для музыки. Корея субсидирует расценки на кабельное телевидение. Индия и Россия создают киногорода.

Также на сессии выступили председатель попечительского совета Фонда креативных инициатив и культурного наследия (Казахстан) Дина Абдрахмет, соучредитель и председатель экспертного совета Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский и председатель RuGBC Гай Имз.

Вторая сессия была посвящена управлению креативными индустриями в России, третья — стратегическому планированию креативных индустрий и лучшим мировым практикам, четвертая — образованию и навыкам в этой сфере.

Во второй день сессии, 31 октября, состоится IV Международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представят авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор.

Вам также может быть интересно:

Творчество как сектор экономики

Креативные индустрии — быстрорастущий, разнородный и инвестиционно привлекательный сектор российской экономики. Это показали результаты исследования, проведенного Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно с НИУ ВШЭ, Росстатом, ReksoftConsulting и Бюро K22. Презентация работы прошла в ТАСС.

Сплав академичности и практичности: студенты и аспиранты исследовали креативную экономику

В НИУ ВШЭ прошел Четвертый международный форум молодых исследователей креативной экономики. Свои доклады представили авторы научных работ, прошедших конкурсный отбор: российские и зарубежные исследователи в возрасте до 35 лет, аспиранты и студенты, изучающие социально-экономические аспекты развития креативной экономики и креативных индустрий.

Высшая школа экономики провела обсуждение развития кластера креативных индустрий в Пермском крае

Приоритетные направления креативной экономики в Пермском крае, важность образовательной составляющей в развитии креативных индустрии обсудили эксперты в рамках пленарной дискуссии «Развитие кластера креативных индустрий в Пермском крае». Мероприятие было организовано Высшей школой экономики совместно с Агентством по развитию малого и среднего предпринимательства Пермского края на форуме «Дни пермского бизнеса».

«Креативный продукт должен удивлять, быть удобным и безопасным, но при этом уникальным»

Новая онлайн-магистратура Вышки превращает креаторов в предпринимателей, способных запускать и развивать бизнес в творческих сферах. Программа «Управление в креативных индустриях» учит разрабатывать концепцию стартапа на основе рыночных трендов, привлекать инвестиции — от грантов до краудлендинга, работать в scrum-командах.

CIBA 2024: встреча искусства и бизнеса на Новой сцене Александринского театра

17 марта на Новой сцене Александринского театра в четвертый раз пройдет конференция о креативных индустриях CIBA. Это совместный проект студентов НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Новой сцены. Центральная тема этого года — погружение в природу креативности и творческих кризисов. Вход на конференцию свободный по регистрации.

В НИУ ВШЭ представили рейтинг креативного потенциала регионов России

Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и Выставочный научно-исследовательский центр (ВНИЦ) R&C опубликовали рейтинг креативного потенциала регионов России. В топ-3 вошли Москва, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Также в лидерах рейтинга Краснодарский край, Новосибирская и Нижегородская области. Эксперты оценивали инфраструктуру креативных индустрий, политику региона, опыт проведения мероприятий и туристическую привлекательность.

Креативный век: россияне шагнули на новую ступень пирамиды Маслоу

Творческая самореализация становится одним из самых значимых аспектов жизни молодых людей. Они используют свои креативные способности везде и во всем и едут туда, где созданы для этого наилучшие условия. Специалисты факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ впервые провели диагностику культурно-творческого потенциала муниципальных образований и разработали индекс на ее основе.

ИСИЭЗ ВШЭ представил Рейтинг креативных регионов России

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые рассчитал Рейтинг креативных регионов России. Система ранжирования субъектов РФ включает 48 индикаторов, характеризующих уровень развития креативного сектора и культурной среды, социально-экономические условия и меры поддержки 16 ключевых креативных индустрий.

Как креативные индустрии усиливают экономику Москвы

Масштабный креативный сектор — отличительная черта наиболее успешных глобальных городов. Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в ходе новой волны измерения креативных индустрий зафиксировал заметный прирост их доли в экономике российской столицы. Развитые креативные индустрии повышают привлекательность Москвы для талантов и обеспечивают ее присутствие в топ-10 инновационных городов мира.

Проект куратора петербургской Школы дизайна получил серебро на фестивале «Белый квадрат»

Проект Freelabel, созданный Terminal Design Branding Agency, получил серебро на международном фестивале «Белый квадрат 2023 ». Руководит агентством Иван Куликов — куратор профиля «Коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.