Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
«Университеты всегда были катализаторами отношений между правительством, рынком и обществом, — говорит Екатерина Шибанова. — Но исследователи образования чаще всего воспринимают свой предмет исследования per se, как вещь в себе, не уделяют достаточно внимания внешнему контексту, институтам, государству, политике. А политэкономисты и исторические социологи, наоборот, редко смотрят в сторону образования. Нам стало интересно собрать общую картину, но учесть и национальные особенности».
Исследователи предложили отказаться от принятой периодизации развития высшего образования: «до» и «после» массовизации. Эта линия проходит по второй половине XX века, когда вырос охват и высшее образование перестало быть доступным только малой доле населения. По мнению авторов, такая оптика устарела. Взамен они предлагают четыре исторические точки:
завершение Второй мировой войны и холодная война между США и СССР;
окончание холодной войны;
появление дискурса неолиберализма и глобальных рейтингов;
подъем азиатского региона.
«Конечно, это все еще периодизация, и она условна, как и любая другая, но для стран в спецвыпуске события-отсечки были основополагающими в изменении систем высшего образования. Они помогают контекстуализировать институциональные изменения в секторе и, как нам кажется, более пригодны для межстранового сравнения», — объясняет Екатерина Шибанова.
По мнению авторов, высшее образование тесно встроено в общую политико-экономическую модель, но стратегии государств заметно различаются. Например, скандинавские страны развивают образовательные возможности, инклюзию и стремятся выравнять жизненные шансы. Континентальная Европа также поддерживает вузы, но финансовую поддержку студентов почти полностью перекладывает на семью. США и Британия полагают высшее образование личной инвестицией в будущее. Разное отношение государств ученые концептуализировали в трех метафорах: национальное достояние, право гражданина и товар.
Эти концепции, поясняет Екатерина Шибанова, одновременно в разной степени могут присутствовать в национальной культуре и политике, но в значительной мере определяют размер и характер инвестиций общества в высшее образование: «В обществах, преимущественно трактующих высшее образование как право гражданина, лучше сбалансирована социальная политика, меньше социальные риски, ресурсы образования здесь в меньшей степени становятся инструментом стратификации и борьбы за место под солнцем».
Шибанова Екатерина Юрьевна
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ
Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.