«Финансируем teaching, а результаты лежат в области learning»
На прошлой неделе Высшая школа экономики вновь стала одним из организаторов конференции «Сабуровские чтения». 10 февраля на сессии «Современная финансовая политика в образовании» с докладом «Переход от управления затратами к управлению результатами: возможности, риски, ограничения» выступила директор Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
«Сабуровские чтения» проводятся уже второй год в память Евгения Сабурова — экономиста, политика, поэта, сотрудничавшего с НИУ ВШЭ и одно время занимавшего должность научного руководителя ИРО НИУ ВШЭ. Организаторы конференции — Федеральный институт развития образования (ФИРО), где Евгений Федорович также был научным руководителям, НИУ ВШЭ, фонд «Институт экономики города» и московский Центр образования № 1811 «Измайлово», где он проводил свои педагогические эксперименты. Пленарное заседание состоялось 9 февраля в ФИРО, а сессии 10 февраля в Вышке и Институте экономики города.
Заложники образования
Доклад Ирины Абанкиной оказался одним из самых актуальных на конференции — он был посвящен пресловутому 83-му закону о новом статусе государственных (муниципальных) учреждений. Как известно, в ближайшие полтора года все эти учреждения должны быть поделены на три типа — казенные, бюджетные и автономные, что полностью изменит схему их финансирования.
По мнению Абанкиной, принятие закона было необходимо в связи с переходом от управления затратами к управлению результатами. Тенденция к такому переходу — уже общемировой тренд. По ее словам, сейчас уже «все осознают, что автономия является условием развития». Считается, что если дать школе или вузу достаточную свободу распоряжаться своими ресурсами — это приведет к более эффективному использованию последних. Более того — автономия требуется, чтобы разработать стратегию управления бюджетной организацией. Во всяком случае, за рубежом дело обстоит так. Что же в России?
Видовое разнообразие учреждений в новом законе «Об образовании» больше не имеет значения — финансироваться будут не сами учреждения, а их услуги. Вместо сметы появляются задания учредителя, которые будут включать критерии и показатели оценки качества услуг. На основе этих заданий будут выделяться государственные субсидии. Деньги передаются «по соглашению» между учреждением и учредителем.
В задании и кроется основная проблема — как быть, если показатели качества не выполнены? Что тогда делать учредителю? По сути, способов как-то отреагировать у него нет. Бюджетный кодекс предлагает приостановить или вовсе прекратить финансирование затрат, а Минэкономразвития в своих рекомендациях – даже включить в соглашение пункт о возможности изъятия ранее выданных средств, если те были потрачены нецелевым образом.
Остается вопрос: что делать тем, кто учился по некачественным программам? Получается, они становятся «заложниками» псевдообразования. По мнению директора ИРО, изъятие средств не снимает, а усугубляет проблему: «раньше платили по 5 копеек, сейчас по 3 — так учить будут еще хуже». Можно вовсе снять руководителя учреждения с должности — но дети уже потеряли год, если даже самые простые показатели качества не были выполнены. «Мы сами себя загнали в угол, — продолжила докладчица, — в других странах речь идет о долгосрочном отслеживании показателей и изменении политики в целом. У нас же задание устанавливается на 3 года, но фактически оно годовое. Найти за это время механизмы реагирования трудно».
«Финансируем teaching, а результаты лежат в области learning», — говорит Ирина Абанкина. Учитель всегда может сказать: «Да, не справились с программой 20%, но класс такой в этом году достался. Я свою программу выполнил». Расторгать с ним контракт – недальновидно и бессмысленно: «Мы не можем ставить учителей и профессуру в ситуацию жесткой однозначной зависимости».
«А механик меньше получает»
Сами «заложники», впрочем, могут оценивать качество программ совершенно по-разному. Это показывают результаты мониторинга комплексных проектов модернизации образования (КПМО) – так, в сельских населенных пунктах удовлетворенность результатами обучения выше. Требования невелики — главное, чтобы зарплата выпускника чуть превышала средний по селу уровень: «а механик меньше получает». В крупных городах удовлетворенность родителей образованием ниже — хотя качество услуги может быть и одинаковым.
Что делать недовольным? По словам Ирины Абанкиной, сейчас при обсуждении законопроекта выделилось две группы правовых систем и их сторонников.
Первые трактуют право выбора так: «Если вы не хотите учиться в госучреждении, вы выбрали отказ от своего права на общедоступное и бесплатное». Следует ограничить формы доступа к бюджетным ресурсам и финансировать только свою сеть. Вы не имеете права предъявлять учреждению никаких претензий — для этого нужно судиться с государством. Но, как уточнила докладчица, «понятно, что вы не сумеете этого сделать, поэтому считается, что надо усилить процедуры административного внесудебного разбирательства студентов с ректором и административных форм того или иного влияния, иначе исками забросают».
Вторая позиция — более «рыночная»: должна быть процедура возмещения ущерба за неверный выбор, и только в судебном порядке — как частному лицу. Для этого есть специальные механизмы — в частности, страхование социальной ответственности. Правда, сторонники первой группы считают, что это ненужное удорожание всей правовой конструкции. В законе нужна была бы также статья о коммерческой концессии, необходимы изменения в законе об эндаументе. Однако, заключила Ирина Абанкина, «то, как сейчас идут обсуждения, вызывает много пессимизма — мы в плену половинчатых решений».
«Талмуд услуг»
Проблема выбора качественной образовательной программы становится все более серьезной, и здесь родителям и абитуриентам не помогает ни поиск информации по сайтам, ни итоги лицензирования или аккредитации учебных заведений. В новом законе о лицензировании вся процедура носит уведомительный характер: «Я посылаю пакет документов, который могу хоть из Интернета скачать. Плачу госпошлину. И только через год меня имеют право проверить», — пояснила Абанкина. В итоге государство не выполняет свою функцию по контролю качества и увеличению доступной информации для поступающих в учебное заведение.
Для перехода к механизму финансирования с помощью субсидий необходима их прозрачность. Общество и потребитель образовательных услуг должны понимать, что и как финансируется, чтобы можно было поставить заслон практике родительских «поборов» в школах. К примеру, если представитель муниципалитета «дает добро» на то, чтобы родители починили крышу в школе — в правовом плане это абсолютно неправильно. «Ответственность за сохранность имущественного комплекса при переводе на автономию как была, так и остается на учредителе. И подключение туда любых частных средств, тем более для улучшения собственности учредителя, недопустимо», — подчеркнула докладчица.
Перечень услуг для получения субсидии должен быть очень подробным — он составляется учредителем. В нем должно быть несколько направлений: первое — выявление обязательств перед населением, льготы отдельным категориям и т.д. Второе — список подведомственных структур, потому что среди них бывают и централизованные бухгалтерии, и научно-методические центры, и центры коррекции, и они все могут находиться в подведомственном подчинении у одного учредителя. И третье — уставы самих учреждений: многие услуги они имеют право осуществлять именно в рамках своей деятельности.
Услуги для отдельных категорий – как например, для детей с ограниченными возможностями здоровья, должны иметь свой норматив и расчет. «Если всего этого не сделано — есть реальная угроза, что они не будут профинансированы», — считает Ирина Абанкина. Более того, в этот перечень следует включать не только те услуги, которые предоставляются на общедоступной основе, но и все прочие — для них должны быть программы софинансирования. Работа по составлению перечня — тонкая и трудоемкая, это целый талмуд. В итоге многие муниципалитеты понимают: сейчас им это не под силу — лучше пусть все учреждения будут казенными, финансируются по смете, а проблемы решаются привычным способом.
Перспективы автономии
В европейской практике автономии учебные заведения владеют активами и сами решают инвестиционные вопросы, есть даже учреждения, которые сами платят пенсии, пособия и т.д. В этом смысле им дается полный спектр полномочий по управлению своими результатами и достижениями.
В России пока сохраняется мелочный контроль и опека. Нет внятного порядка процедуры изменений плана финансово-хозяйственной деятельности — и любые решения, даже сдача помещения в аренду, должны приниматься руководителем только с согласия учредителя. В чем же тогда продвижение, которое должен был обеспечить 83-й закон?
Кроме того, нет законодательного документа, который обеспечил бы долгосрочное финансирование для решения стратегических задач, а не текущих. Некоторые усилия предприняты — но их недостаточно, чтобы говорить, например, о возможности привлечения венчурного финансирования. Остается и вопрос равного доступа к бюджетным ресурсам. Как считает Ирина Абанкина, именно он должен был бы обеспечить конкуренцию и подтолкнуть учреждения к повышению качества своих услуг.
Мария Салтыкова, специально для Новостной службы НИУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
В образовании настало время аналитиков
В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.
Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.
Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно
18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.
Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен
Ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России.
Как реформировать бакалавриат?
Бакалавриат, на который перешли практически все российские вузы, — это по-прежнему образование по специальности. Но в вузах необходимы программы общего высшего образования, и студенты должны получить возможность выбора образовательных траекторий, считает научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
От «испуганной самобытности» к «достойной интеграции»
С 17 по 19 апреля в Ярославле прошел международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого была Высшая школа экономики.
В рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию ВШЭ, 26 ноября прошла серия круглых столов
26 ноября в рамках юбилейной конференции, приуроченной к 20-летию Высшей школы экономики, состоялись круглые столы по тематике развития образования и научных исследований.
Нерешаемые задачи как основа высшего образования
20 ноября на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ с докладом «Высшее образование 2.0» выступил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков.
Десять трендов современного образования
16 октября состоялся очередной семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ. С докладом «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий: вызов высшему образованию» выступил доктор Кейс Терлоу (Saxion University of Applied Sciences, Голландия).
Дмитрий Медведев обсудил с экспертами «Открытого правительства» проблемы образования
25 июля в Высшей школе экономики в рамках «Открытого правительства» состоялось первое заседание экспертного совета по образованию. Эксперты при участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и профильных министров обсуждали новый закон об образовании и государственную программу по развитию образования до 2020 года.