• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусно маневрировать в бурном течении

Илья Завалеев, «Эрнст энд Янг», выпускник программы профессиональной переподготовки «Управление проектами: методология, технологии, практика» Высшей школы управления проектами ВШЭ: «В строительстве нельзя играючи стать менеджером проекта — эта сфера связана с очень большими рисками и очень большими деньгами».

— Илья, что привело вас в Высшую школу управления проектами ВШЭ?

— По образованию я инженер, сразу после окончания Московского государственного строительного университета я устроился на работу в компанию, которая занимается консультационными услугами в области недвижимости, в том числе управления строительными проектами. В силу специфики моей работы (а я работаю в «Эрнст энд Янг») мне приходится довольно много общаться с коллегами и клиентами, которые чаще всего являются управленцами, а не инженерами. Для того чтобы говорить с ними на одном языке и чувствовать себя компетентным специалистом соответствующего уровня я и решил получить дополнительное образование.

Сложность была в том, что мне хотелось учиться, не отрываясь от работы, но при этом получать качественное образование. Программа ВШЭ показалась мне лучшим вариантом. Очень своевременно грянул кризис, так что работы стало меньше, а времени больше, и в 2010 году я с головой ушел в обучение. Мне было очень интересно, так как на занятиях я получал ответы на вопросы, которые часто возникали у меня по работе. Я считаю, что лучше учиться, имея хотя бы небольшой опыт работы — возникает совершенно иная мотивация.

— Что особенно запомнилось из курса обучения: предметы, преподаватели?

— В нашем учебном плане были и специальные предметы по управлению проектами, и общие, например, менеджмент, бухгалтерский учет. И что самое замечательное, все предметы ведут преподаватели, которые реально занимаются тем, что преподают, это практики, которые работают в управлении проектами, в консалтинге. Они рассказывали о том, как все происходит на самом деле, делились своим опытом о реальных рабочих проблемах, с которыми сталкиваются все управленцы. Многие из них привнесли изменения во многие организации и при внедрении инноваций сталкивались с сопротивлением со стороны других сотрудников. О том, как справляться с такими ситуациями в книжках не прочитаешь — это бесценный опыт.

Еще один интересный момент, преподаватели у нас были разного возраста: молодые, энергичные люди, которые увлекательно читали свой предмет, и маститые управленцы, которые всю жизнь работали в управлении, еще со времен СССР, — слушать их было очень интересно и полезно.

Дополнительный аргумент в пользу учебы в Высшей школе управления проектами — программа здесь построена с учетом требований американской сертификации PMI (Project Management Institute). Это профессиональная международная сертификация Американского института управления проектами, для ее получения необходимо выдержать довольно серьезный экзамен. Обучение в ВШЭ дало мне очень хороший задел, а процесс подготовки к международному экзамену структурировал знания, полученные за год. В марте я сдал этот экзамен, и теперь у меня есть международный сертификат, который подтверждает мою квалификацию как профессионала в области управления проектами и, понятное дело, дает дополнительное преимущество на рынке труда.

— Насколько востребован сегодня специалист в области управления проектами, на ваш взгляд?

— Ну, востребованность таких специалистов разнится в зависимости от отрасли. Наша профессия — это, безусловно, штука очень модная, но не все понимают, что скрывается под словами «управление проектами». Меня учили, что проект — это уникальный продукт, услуга, которая ограничена во времени, а не просто какая-то работа, которая не имеет конца, хотя у нас сейчас почти любая деятельность может именоваться проектом.

Если говорить о строительстве, то здесь нельзя играючи стать менеджером проекта. В этой сфере правят чрезвычайно опытные люди, она связана с очень большими рисками и очень большими деньгами. Никто не доверит человеку без опыта управлять строительными проектами. Но, имея базовое образование и опыт работы, скажем, в руководстве стройками, а затем получив дополнительное образование в сфере управления проектами, можно стать первоклассным специалистом и много сделать для качественного управления строительными проектами и любыми другими. В нашей работе есть много ограничений: лимиты по деньгам, по срокам, по ресурсам, требования заказчика и внутренние требования организации, и менеджер проекта должен уметь искусно маневрировать в этом бурном течении. Собственно, это и значит «управлять».

— Что бы вы назвали вашим основным приобретением на этой программе?

— После окончания курса у меня появилось чувство, что я могу и должен высказывать свое профессиональное мнение. Если раньше я просто выполнял какие-то задачи, которые передо мной ставили, то сейчас я вношу собственные предложения, и ко мне прислушиваются. Я считаю, что это большое достижение. Моя компания компенсировала часть затрат на мое обучение, и я думаю, что вложенные в меня деньги оправдывают себя.

А еще у нас в группе сложилась отличная компания. Мы вместе решали кейсы, организовывали общую работу, и даже после того, как закончили учиться, мы стараемся встречаться и делиться опытом. Интересно бывает узнать, что кому-то стало легче работать, потому что он получил ответы на свои вопросы, а кто-то наоборот решил поменять работу и двигаться в новом направлении. Пока общих проектов у нас не было, но как показывает мой жизненный опыт — мир тесен, и еще не раз нам может представиться шанс сделать что-то сообща.

— У вас была детская мечта, кем вы хотели стать?

— Мои родители по образованию инженеры, с большим стажем работы в управлении строительством, и я всегда представлял себя именно в этой сфере, хотя они не были в восторге от моей идеи заниматься строительством. Я без особо мучительных сомнений сразу после школы поступил в строительный университет. На третьем курсе у меня была практика на стройке, а на пятом курсе я работал в проектном институте проектировщиком, делал расчеты, чертил чертежи, то есть работал по своей прямой специальности инженером-проектировщиком. После университета у меня было два пути — либо идти на стройку руководить, либо в проектный институт проектировать. Но получив представление о работе и там, и там, я понял — что все это не для меня. Хотелось совсем другого.

— И тогда пришло озарение, что ваша стезя — это управление проектами?

— Озарение пришло в облике бывшего заместителя министра строительства Александра Ивановича Солунского, который вел у нас на пятом курсе предмет «Управление проектами в строительстве». Нашему курсу тогда впервые стали преподавать управление проектами, в то время как за границей у инженеров-строителей уже давно есть эта специализация. Александр Иванович рассказал нам, что, вообще-то, в мире есть инвестиционный процесс, а проектная деятельность имеет свою специфику, существуют участники проекта и определенные этапы реализации проекта. Я начал интересоваться этой проблематикой и читать литературу. А потом мне, как говорится, улыбнулась удача, я нашел именно ту компанию («Эрнст энд Янг»), которая предоставляет консультационные услуги по недвижимости. Наша компания является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования, а с 1994 года в компании успешно функционирует отдел по оказанию услуг в области недвижимости, в том числе в области управления строительными проектами. Меня пригласили на собеседование, особых инженерных требований мне не предъявляли, зато знание английского языка и хорошая мотивация очень пригодились, в итоге я стал членом международной команды по управлению проектами.

— Илья, в каком направлении вы хотели бы дальше развиваться как профессионал?

— В России начал зарождаться новый тренд — экологическое строительство, по-другому — проекты устойчивого развития. В нашей компании взялись за освоение этой темы, и я тоже решил себя в ней попробовать. Как оказалось, «экологическое строительство» — это весьма благодатная сфера для самореализации специалиста по управлению проектами. Оно предполагает развитие, ориентированное на долгосрочную перспективу, учет интересов людей, экологии и экономики. Проекты устойчивого развития — это строительство городов, зданий, экономично, с минимальным воздействием на окружающую среду и максимально комфортными условиями для пребывания в них. Во всем мире эта тема широко обсуждается, ведущие европейские страны стараются ее развивать, очередь за Россией. Сейчас и у нас появляются организации, которые занимаются экологическим строительством, например, в Москве и в Сочи. Это новые проекты, инновационные. Все это мне интересно, и думаю, я буду развиваться именно в этом направлении. Я, кстати, и диплом писал по данной теме: «Управление проектами с учетом концепции устойчивого развития».

— Как устойчивое развитие сочетается с российской реальностью? Есть ли надежда, что у нас будут строить экологично?

— Я из тех людей, которые верят в то, что изменения возможны и обязательно произойдут. Нельзя поменять сразу все, но надо создавать условия, которые смогут дать толчок дальнейшему развитию страны. Если «зеленое строительство» покажет пример своей эффективности, надо думать, в него поверят. Хотя сколько это займет времени — сказать сложно.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Обучение действием: как управлять бизнесом с применением проектных принципов

В этом году была модернизирована программа «МВА — Управление проектами». Ее слушатели получили возможность вырабатывать решения для задач своего бизнеса, анализировать комплексные кейсы из международной практики в рамках Проектной мастерской и обсуждать свои идеи с коллегами в Проектном клубе. В основе обучения — новые знания, компетенции, используемые в различных деловых ситуациях, навыки управления бизнес-процессами в условиях неопределенной ситуации в экономике.

«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»

Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.

Выпускной–2018: как это было

Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.

111

выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.

«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»

В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.

Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?

«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.

«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»

28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.

Вышка наградила своих лучших выпускников

16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.

«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»

20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».

В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной

19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).