Чем занимается ЦеТИ и как попасть туда студенту
Основанный в 2001 году, Центр трудовых исследований (ЦеТИ) ВШЭ стал сегодня одним из лидеров в исследованиях рынков труда переходных экономик. В своем интервью стажеру новостной службы портала, студентке ВШЭ Юлии Забавиной директор ЦеТИ Владимир Гимпельсон рассказал о деятельности центра и о том, как студенты могут участвовать в исследованиях.
— Владимир Ефимович, Центр трудовых исследований ВШЭ занимается рынками труда переходных экономик, то есть основные исследования ведутся по странам — бывшим республикам СССР. А, например, страны Европы не изучаются?
— Основным «ареалом» наших исследований, конечно, является российский рынок. Собственно, все наши работы именно о нем. Но чтобы лучше понимать, что происходит у нас, надо смотреть шире и знать, что происходит в других странах. Поэтому наши «радары» следят по трем направлениям. Первое направление — это переходные экономики, как европейские, так и бывшие республики СССР. Второе — это страны развивающиеся, прежде всего, Латинской Америки, поскольку по этим странам есть много интересных работ. И, наконец, третье направление связано со странами с развитой экономикой, которые показывают нам, как могут функционировать рынки, более сложные в институциональном отношении.
— По каким направлениям сейчас ведутся исследования в ЦеТИ?
— Как всегда — по разным. Главная тема этого года — неформальность на рынке труда. Люди, которые работают на неформальном рынке труда (будем называть их неформалами), не защищены трудовым законодательством страны и, как правило, выполняют нелегкую работу, а также получают низкую заработную плату. На основе результатов наших исследований мы выпускаем не только статьи, но и книги. Например, есть книга «Заработная плата в России» (Издательский дом ВШЭ, 2007), есть книга про человеческий капитал («Российский работник: образование, профессия, квалификация», Издательский дом ВШЭ, 2011).
— Значит по неформальности тоже будет книга?
— Да, мы в процессе написания работы под пока условным названием «Неформальность на рынке труда».
— Но также выпускаются и статьи. Вот есть работа «Нормально ли быть неформальным?», опубликованная в серии препринтов «Проблемы рынка труда».
— Да, это одна работа из общего цикла, которая потом войдет в книгу. Прежде всего, необходимо объяснить, что такое неформальность и почему это может быть проблемой. Формальные работники работают полностью легально, и если их трудовые права будут нарушаться, то есть легальные способы восстановить справедливость. Ожидается, что по мере развития экономики страны неформальная занятость должна сокращаться. Однако мы видим, что с экономическим ростом неформальный сектор не снижается, а растет. Возникает целый ряд вопросов: какие характеристики типичны для данного сектора, что толкает человека в неформалы, как здесь оплачивается труд… Обычно неформальный сектор менее производителен, люди делают малоквалифицированную работу с использованием простейших технологий. Понятно, что эти вещи имеют прямое отношение и к эффективности экономики, и к проблемам распределения и благосостояния. Если у нас значительная часть людей работает неформально и имеет низкие доходы, то это влияет и на производительность, и на уровень жизни общества в целом.
— Почему это актуально?
— Одна из очевидных причин — рост неформальности в России. Если в 2000 году доля неформальных работников по разным оценкам составляла от 12 до 20 процентов, то сегодня — от 20 до 30 процентов. Это уже немало! С этой проблемой многие из нас знакомы и как потребители. Например, у вас есть дача?
— Есть…
— Вы, возможно, кого-нибудь приглашаете вскопать грядки или починить забор — что-нибудь, что сами не можете или не хотите делать. То есть приглашаете неформалов. Еще есть няни, репетиторы, таксисты, работники любого продуктового рынка и прочие — все это огромная армия людей, которая живет не по тем законам, которые принимает Государственная дума, а по своим. В связи с неформальностью на рынке труда возникает масса разных вопросов, и все они весьма интересные.
— А проекты с зарубежными коллегами есть?
— Да, конечно. Это очень важно, поскольку открывает и новые тематические горизонты, и дает возможность учиться у сильных партнеров.
— А как вы получаете данные для исследований?
— Все зависит от темы и проблемы. Мы очень активно используем данные Российского мониторинга экономики и здоровья, проводимого исследовательской группой «Демоскоп» при участии НИУ ВШЭ. Какие-то исследования мы проводим сами. Есть разные международные базы данных, охватывающие многие страны. Мы также сотрудничаем с Росстатом, используя его данные. Всего не перечесть…
— И после завершения исследования можно применять полученные результаты на практике?
— Работа исследователя нацелена на получение нового знания, на объяснение до сих пор необъясненных явлений. Это — главное. Потом это знание может использоваться на практике, но может и не использоваться. Главное, что есть вопрос, на который, как нам кажется, важно дать ответ. Если кто-то хочет использовать результаты наших исследований, то здесь нет никаких ограничений, мы готовы и помочь. Результаты наших исследований использовались при подготовке Стратегии-2020. Мы активно сотрудничаем с Росстатом, помогая с методологией и аналитикой. Входим в разные рабочие группы Минэкономразвития, Минтруда.
— А если я как молодой исследователь захочу вместе с вами чем-то другим заниматься?
— Приходите и поговорим. Конечно, просто по желанию некоего студента мы вряд ли возьмемся за какую-то новую тему. Но в рамках того, что делаем, инициативным и активным студентам готовы дать фронт работы. Вот, скажем, следующая большая тема будет связана с мобильностью на рынке труда. Люди достаточно подвижны, они часто меняют работу, профессии, вид деятельности, место жительства… Как это происходит, к чему ведет? Масса интересных вопросов возникает. Этим нам предстоит заниматься.
— Вы потом ваши исследования обсуждаете на семинарах?
— Да, конечно. Это важная стадия в исследовательской работе. Нужно представить то, что мы сделали, коллегам и услышать замечания и комментарии. Кроме того, сам процесс подготовки презентации и выступление перед аудиторией помогают лучше оценить сделанное. Есть, например, семинары ЛИРТ — Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ. Часто мы проводим совместные семинары. Все интересующиеся тематикой, связанной с трудом, приглашаются!
— Туда можно любому желающему попасть?
— Конечно. Имеющие пропуск ВШЭ могут просто прийти в аудиторию, где проходит семинар. Человеку не из университета нужна предварительная регистрация.
— Представим, что я отучилась у вас на кафедре, написала дипломную работу. Куда мне потом с такой специализацией податься, чтобы у меня было преимущество перед другими кандидатами на должность?
— Это слишком узкий подход. Мы же учим не просто изучать рынок труда, мы даем студенту навык аналитической работы, работы с большими массивами данных. Учим не просто считать регрессии, а учим применять эконометрику для описания происходящего вокруг. Мне кажется, что студенты, которые с нами сотрудничают, становятся более зрелыми аналитиками. Далее они могут работать как экономисты практически везде. Кто-то становится исследователем, кто-то преподавателем. Есть специализированные министерства и ведомства, где такие специалисты нужны. Все крупные компании имеют свои HR-департаменты. Знание того, что происходит на рынке труда, важно и для аналитиков, работающих в банках. В общем, достаточно широкое поле.
— Студенты младших курсов могут использовать исследования в своих курсовых?
— Конечно. Если кто-то из студентов этим заинтересуется, то выбор тем очень большой. Но важная составляющая нашей работы — это работа с данными. Мы ожидаем, что это будут не просто абстрактные теории или некоторые теории высокого уровня, а модели, которые можно протестировать «своими руками». Для студентов тут может быть много интересной практики.
— Как вообще студенту попасть к вам в ЦеТИ?
— Прежде всего, нужно посещать регулярные семинары ЛИРТ и ЦеТИ. Нужно проявить интерес к этой тематике, обратиться к нам или на кафедру экономики труда. Конечно, нужно знать экономику труда, эконометрику, иметь хороший английский язык… Но главное — это желание заниматься серьезной исследовательской работой.
Юлия Забавина, студентка первого курса магистерской программы «Менеджмент в СМИ», специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
12 проектов сотрудников НИУ ВШЭ поддержаны Российским научным фондом
Подведены итоги конкурсов 2023 года по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами». Поддержаны семь проектов сотрудников НИУ ВШЭ, реализовать которые предстоит в 2023–2025 годах, с плановым объемом финансирования от 15 до 21 млн рублей. Срок реализации еще пяти проектов продлен на 2023–2024 годы, их финансирование составит от 12 до 14 млн рублей.
«Наша задача — интегрировать результаты исследований в жизнь каждого человека»
10 апреля в атриуме корпуса университета на Покровском бульваре состоялось открытие выставки «Антропологический и нейрокогнитивный кластеры — среда для прорывных научных исследований». Посетить экспозицию, организатором которой стал НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», можно до 14 апреля.
«Мы подумали, что было бы неплохо объединить усилия, и тут Вышка объявила конкурс проектов»
В конце 2022 года были подведены итоги Конкурса проектов на выполнение фундаментальных научных исследований распределенными межкампусными научными подразделениями НИУ ВШЭ. Он проводился впервые, его целью стало появление в Вышке новых научных коллективов и развитие межкампусного сотрудничества в сфере фундаментальной науки. Рассказываем подробнее о четырех проектах — победителях конкурса.
Как работает мозг билингвов: связь языков и общий лексикон
Международный коллектив исследователей под руководством ученых из ВШЭ изучил взаимодействие языков в мозге билингвов. С помощью метода электроэнцефалографии авторы впервые показали, что у билингвов слова из разных языков, связанные по смыслу или звучанию, могут активироваться одновременно и на самых ранних этапах распознавания слова. Это свидетельствует о том, что слова из разных языков объединены в мозге в общий лексикон. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Cortex.
13 проектов НИУ ВШЭ поддержано Российским научным фондом
РНФ подвел итоги конкурсов 2022 года на получение грантов по конкурсам «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых», а также конкурса продления проектов молодежных групп 2019 года Президентской программы исследовательских проектов. По итогам первого конкурса поддержано четыре проекта НИУ ВШЭ на два года, по итогам второго — шесть проектов на три года, по итогам третьего — три заявки на три года.
«Зеркальные лаборатории»: в НИУ ВШЭ стартует новый конкурс научных проектов
Принять участие в конкурсе смогут научные подразделения Вышки, планирующие совместные исследования с российскими вузами. Прием заявок начинается 15 мая и завершится 15 июня.
Молодые ученые Вышки получили гранты РНФ
16 исследовательских проектов, представленных учеными ВШЭ, стали победителями двух молодежных конкурсов Российского научного фонда. Среди них — пять проектов немосковских кампусов университета.
«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»
31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.
Как поступить в магистратуру факультета физики по результатам научных исследований
25 мая на факультете физики состоится конкурс студенческих научных работ. Его победители и призеры получат льготы при поступлении на магистерскую программу «Физика». Прием заявок на конкурс продолжается по 23 мая. Рассказываем, как он будет проходить.