Эксперты сравнили европейскую и российскую образовательные стратегии
21-22 апреля в Ярославле проходил Международный образовательный форум, центральной темой которого стало обсуждение Европейской стратегии развития образовательной сферы и Стратегии развития образования России до 2020 года. С докладами на форуме выступали и представители НИУ ВШЭ.
Всего за два дня в работе форума приняли участие представители образовательных, общественных и правительственных организаций из 59 регионов России, а также гости из Финляндии, Австрии, Германии, Норвегии, Польши и Чехии. О Европейской стратегии развития образования до 2020 года на пленарном заседании рассказал Петри Лэмпинен из Европейского фонда образования (ETF). Он отметил, что в числе приоритетных задач стратегии, ориентированных на учеников, – поддержка инициативности и развитие самостоятельности, обязательное изучение двух иностранных языков, медиа-грамотность, кросс-культурное взаимодействие.
Европейскими странами выработаны конкретные индикаторы успеха реализации стратегии: дошкольное образование охватывает не менее 95% детей; не более 15% детей умеют уровень образования по математике, чтению и естествознанию ниже требуемого; менее 10% детей бросают учебу; 40% населения имеют высшее образование; 15% населения обучаются в течение всей жизни.
Экспертное мнение о европейской стратегии высказала Елена Ленская, декан факультета менеджмента в образовании Московской высшей школы социальных и экономических наук. Она обратила внимание присутствующих на то, что приоритеты европейской и российской стратегий во многом сходны, но имеют и ряд принципиальных отличий. Например, в Европе не является приоритетом профессиональное развитие учителей, при этом серьезные усилия направлены на поддержку обучения населения в течение всей жизни.
Об опыте и задачах реализации европейской стратегии в отдельных странах рассказали международные эксперты – М.Мотт (Австрия), К.Циммер (Германия), П.Рейникайнен (Финляндия), С.Дзарджевский (Польша). Несмотря на разные пути достижения общих целей, выступающие отметили ряд мер, которые в той или иной степени реализуются в большинстве стран – индивидуализация обучения в средней и профессиональной школе, специализация учителей для различных видов школ, вовлечение в образование 30-летних и пенсионеров, бесплатное годичное дошкольное образование.
Российская стратегия развития образования–2020 была представлена в выступлении научного руководителя Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Исака Фрумина. Он выделил наиболее острые проблемы: двойной негативный отбор учителей (низкий уровень абитуриентов педагогических вузов и последующее трудоустройство в школы не самых сильных выпускников); невысокие (по данным международных исследований) результаты образования российских школьников; большой разрыв в качестве обучения в лучших и не очень хороших школах.
Ближайшие приоритеты модернизации образования в России связаны, в частности, с введением эффективного контракта для учителей, возрождением системы дополнительного образования, математической и технологической подготовки учащихся, поддержке школ, работающих в сложных условиях и со сложным контингентом.
В заключение пленарного заседания состоялась дискуссия по европейской и российской образовательным стратегиям. В ходе обсуждения были высказаны идеи о необходимости разработки четких и понятных индикаторов развития образования в России, об оценке эффективности существующих механизмов мониторинга и отчетности образовательных учреждений и целесообразности внедрения нового принципа руководства школами – «Свобода в обмен на результаты». Участники обсуждения также отметили, что объектом государственной политики как в Европе, так и в России должна быть не только традиционная система образования, но и широкая образовательная среда, включая Интернет, неформальное образование, медиа-среду.
Интерес участников образовательного форума был прикован и к открытой дискуссии «Хождение в школу не должно мешать моему образованию», организованной специально для старшеклассников, приехавших на XV Всероссийскую научную конференцию «Открытие». В дискуссии приняли участие руководитель Центра образовательного лидерства ИРО НИУ ВШЭ Анатолий Каспржак и директор Центра образования «Царицыно» № 548 Ефим Рачевский.
Выступавшие во время дискуссии ученики отметили, что современная школа дает хорошее базовое универсальное образование, но все чаще перед ними встают проблемы взаимоотношений с учителями и сверстниками, недостатка индивидуального подхода и мотивации к обучению. В результате процветает репетиторство и непосещение уроков по непрофильным предметам. С другой стороны, старшеклассники согласились, что школа за последнее время сильно изменилась, появились возможности для выбора и свободного выражения собственного мнения.
Эмоционально был встречен рассказ Ефима Рачевского об эксперименте по отмене домашнего задания, который в течение недели проводился в начальной школе Центра образования «Царицыно». Большинство присутствующих согласились с тем, что следует отменить традиционные единые для всех домашние задания, если ученик дополнительно и глубоко (по большей части в свободное от учебы время) занимается по предмету самостоятельно. Ребята отметили, что профильное обучение в большинстве школ строится исходя из возможностей школы и не учитывает потребности учащихся.
Положительный отзыв вызвало предложение Анатолия Каспржака не добиваться улучшения существующих учебников, а отменить их совсем. Тут же появились предложения сделать обучение игрой или выполнением проектов, разрешить выбирать учителя, отменить учебу по субботам, улучшить оснащение школьных лабораторий, вернуть психологов, индивидуально заниматься с отстающими учениками и т.д. По мнению экспертов, дискуссия со старшеклассниками показывает, что многие меры, предлагаемые в рамках обсуждавшейся российской стратегии развития образования, находят отклик и у сегодняшних школьников.
Вам также может быть интересно:
В образовании настало время аналитиков
В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.
От «испуганной самобытности» к «достойной интеграции»
С 17 по 19 апреля в Ярославле прошел международный форум «Евразийский образовательный диалог», одним из организаторов которого была Высшая школа экономики.
Нерешаемые задачи как основа высшего образования
20 ноября на очередном семинаре серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ВШЭ с докладом «Высшее образование 2.0» выступил ректор Московской школы управления «Сколково» Андрей Волков.
Как хорошо сдать ЕГЭ?
30 октября на научном семинаре Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ младший научный сотрудник Лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ Илья Прахов представил исследование о взаимосвязи образовательных стратегий абитуриентов и их результатах по ЕГЭ.
Дмитрий Медведев обсудил с экспертами «Открытого правительства» проблемы образования
25 июля в Высшей школе экономики в рамках «Открытого правительства» состоялось первое заседание экспертного совета по образованию. Эксперты при участии Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева и профильных министров обсуждали новый закон об образовании и государственную программу по развитию образования до 2020 года.
Кошка, которая решает собачьи задачи
6 декабря прошел очередной совместный семинар Института развития образования ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по коррекции Стратегии-2020. С докладом «Стратегия и методология социокультурной модернизации образования: проблемы, риски и перспективы» выступил директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.
«Финансируем teaching, а результаты лежат в области learning»
На прошлой неделе Высшая школа экономики вновь стала одним из организаторов конференции «Сабуровские чтения». 10 февраля на сессии «Современная финансовая политика в образовании» с докладом «Переход от управления затратами к управлению результатами: возможности, риски, ограничения» выступила директор Института развития образования (ИРО) НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
Деньги на зарплаты учителям закончились?
8 февраля на очередном семинаре Института развития образования ВШЭ с докладом «Результаты мониторинга оплаты труда учителей в 2009-2010 годы» выступила директор Центра универсальных программ Наталия Типенко.