• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В ВШЭ обсудили опыт регионов по реформированию образования

28-29 ноября в ВШЭ прошел всероссийский семинар «Лучшие практики реализации мероприятий «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки». В работе форума, организованного Минобрнауки России и Институтом образования ВШЭ, приняли участие представители органов управления образованием из 33 регионов страны.

«Дорожные карты» в образовании — это планы действий по выполнению основных положений «майских» указов Владимира Путина. Федеральная «дорожная карта» была утверждена правительством 30 декабря 2012 года, после чего регионы (в рамках своих полномочий) разработали собственные «дорожные карты». Речь идет об обеспечении доступности образования на разных уровнях, повышении зарплат (переход на эффективный контракт) и прочем.

Одна из главных проблем, возникающих при решении поставленных задач, — нехватка средств. Именно необходимостью выполнения «дорожной карты» представители профсоюза Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) «Университетская солидарность» объяснили массовые увольнения, которые, по их сведениям, происходили в университете (чем меньше сотрудников останется, тем больше будет средняя зарплата, повышение которой предусмотрено «дорожной картой»). И хотя ректор МГУ Виктор Садовничий опроверг информацию об увольнениях, оптимизация штатов действительно может быть одним из способов доведения средней зарплаты до нужных показателей. Это в значительной мере касается и общего образования, ответственность за которое несут регионы: известно, что средняя зарплата порой растет за счет повышения нагрузки, когда учителя работают на полторы, а то и на две ставки.

Как нужно организовать работу в регионах, чтобы при выполнении показателей «дорожных карт» руководствоваться здравым смыслом и положительным опытом коллег, обсуждали на семинаре в Высшей школе экономики, которая отвечает за мониторинг лучших практик реализации «дорожных карт».

По словам директора Департамента анализа, стратегии и прогноза Минобрнауки России Григория Андрущака, выступившего на открытии семинара, субъекты Федерации отличаются большим разнообразием, не позволяющим распространить одни и те же модели работы на всех. В то же время, когда руководство того или иного региона видит, что соседи добились более высоких результатов в сходных условиях, оно должно иметь возможность познакомиться с этим опытом и перенять его. Например, в Новгородской области с 1990-х годов эффективно осуществляется планирование в сфере образования, что способствует достижению нужных показателей, а в Самарской области в сферу дошкольного образования привлекается частный капитал, что позволяет снизить нагрузку на муниципальные детские сады.

По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, в каждом регионе должна быть своя модель реализации «дорожной карты» — здесь неуместна централизация, не может быть единого подхода для всех. Так, среди приоритетов «дорожных карт» — повышение доступности дополнительного образования: к 2018 году в России 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Однако в некоторых регионах, таких, как Новгородская область, этот показатель уже сейчас превышает 75%. Или — требуется во всех субъектах Федерации поднять зарплату школьных педагогов до средней по экономике региона. Где-то этот показатель уже близок к этой цифре, а где-то — продолжает отставать. Проблемные точки в каждом регионе свои.

Опыт конкретных регионов в достижении показателей, заданных «дорожными картами», участники семинара обсудили в группах, где модераторами выступили сотрудники Института образования ВШЭ Ирина Абанкина, Вячеслав Башев, Марина Пинская и другие.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

________________________________
В СМИ по теме:

Принципы распределения зарплат в школе должны быть понятными // РИА Новости. 21 ноября 2013

Вам также может быть интересно:

О доступности высшего образования в международном контексте

19 апреля в ВШЭ состоялся семинар «Equity in Higher Education: International Context». Его участники обсуждали проблему доступа к высшему образованию в разных странах. Об этом рассказывает младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ Илья Прахов.

Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М. Вузы России в условиях реформ: эффект Левиафана. LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, 2011

Актуальность работы определяется задачами построения модели оптимального поведения университетов на рынке образовательных услуг и форм государственного участия в обеспечении конкурентоспособного уровня развития образования.

«Деньги в обмен на результат»

Директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина рассказывает о том, как новый закон о бюджетных организациях может изменить школы.

ЕГЭномика вузов

10 ноября в рамках семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» состоялась презентация доклада директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной «Влияние ЕГЭ на экономическое поведение вузов».

Образование как отрасль производства. Взгляд из Стэнфорда

Как измерить эффективность образования? Какие критерии играют решающую роль в характеристике образовательных институтов? Все ли проблемы можно решить при помощи рынка? 15 сентября в рамках «Недели Стэнфорда» состоялась лекция классика экономики образования Мартина Карноя. Публикуем видеозапись.

«Событие революционное, но без драматических потрясений»

Несмотря на то, что в ходе приемной кампании 2009 года был выявлен ряд проблем, идея приема в вузы на основе единого государственного экзамена себя оправдала. К такому выводу пришли ректор СПбГУ Николай Кропачев и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, выступившие 25 августа на пресс-конференции в РИА «Новости».

Высшее образование: пережить кризис

Как скажется экономический кризис на высшем образовании? Представители российских вузов обсуждают доклад ГУ-ВШЭ о воздействии кризиса на образование.

Массовое высшее образование — конкурентное преимущество России?

19 ноября ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Общественного совета при Минобрнауки России, сделав доклад на тему "Кого готовит высшая школа, и кто требуется стране?"

Не стоит покупать "костюмы для покойников"

Чтобы наметить пути преодоления кризиса, надо точно установить причины его возникновения. Эта старая истина еще раз подтвердилась во время выступления ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова 22 января на открытом семинаре "Полит.ру" в клубе "Bilingua" в рамках совместного проекта "Полит.ру" и Пресс-службы ГУ-ВШЭ. Встреча была посвящена проблемам российского образования.

"Образование" — самый удачный из национальных проектов

28 декабря в агентстве РИА "Новости" прошла онлайн-конференция, в которой приняли участие ректор ГУ-ВШЭ, председатель Комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Ярослав Кузьминов, член ОП РФ, директор частной школы "Наследник" Любовь Духанина и проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования Вышки Борис Рудник