Тюменева Юлия Алексеевна
- Старший научный сотрудник: Институт образования
- Доцент: Институт образования / Департамент образовательных программ
- Начала работать в НИУ ВШЭ в 2009 году.
- Научно-педагогический стаж: 23 года.
- Владение языками
- английский
- Контакты
- Телефон:
+7 (495) 772-95-90
22154 - Адрес: Потаповский пер., д. 16, стр. 10, каб. 408
Время присутствия: Понедельник 13:00 - 17:00, четверг 13:00 - 17:00. Любое другое время по договоренности
- SPIN РИНЦ: 7451-2225
- ORCID: 0000-0002-2381-917X
- ResearcherID: H-7317-2015
- Scopus AuthorID: 12790872300
- Google Scholar
- Руководитель
- Болотов В. А.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.
Oбразование и учёные степени
Дополнительное образование / Повышение квалификации / Стажировки
Курс повышения квалификации "Стратегия «смешанных» исследований: интеграция качественных и количественных методов" (Д. Л. Морган). 7 -12 июля 2014. Москва
Достижения и поощрения
- Благодарность Высшей школы экономики (декабрь 2022)
- Благодарность Института образования НИУ ВШЭ (июль 2021)
- Надбавка за академическую работу (2018–2019, 2017–2018, 2016–2017, 2015–2016, 2014–2015, 2013–2014, 2012–2013)
- Надбавка за публикацию в международном рецензируемом научном издании (2021–2022, 2020–2021, 2019–2020)
- Надбавка за регулярные публикации в международных рецензируемых научных изданиях (2024–2029, 2023–2028, 2022–2027)
- Лучший преподаватель — 2022, 2015, 2013
Опыт работы
2019 по наст время
Государственный Институт Русского языка им. А.С. Пушкина. Эксперт лаборатории когнитивных и лингвистических исследований.
2009 по наст время
НИУ ВШЭ Институт образования Ст. научный сотрудник.
2010 по наст. время
НИУ ВШЭ Институт образования Доцент Курсы: - Теория и методология измерения в психологии и образовании (1-ый курс магистратуры «Измерения в психологии и образовании») - Научно-исследовательский семинар «Проблемы измерения в психологии» (2-ой курс магистратуры «Измерения в психологии и образовании») Руководство курсовыми и магистерскими диссертациями
2009-2012
Всемирный Банк (The World Bank). Член технической группы «READ» (Russian Education Aid for Development).
2004-2008
Московский государственный педагогический университет Факультет педагогики и психологии Старший преподаватель. Курсы: «Психодиагностика», «Современные теории развития в психологии»
2003-2006
Национальный Фонд подготовки кадров. Научный сотрудник
1994-1997
Красноярский государственный университет. Психолого-педагогический факультет. Преподаватель. Курсы: «Общая психодиагностика»
Учебные курсы (2024/2025 уч. год)
- Педагогическая психология (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 47.04.01 Философия; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Педагогическая психология (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 47.04.01 Философия; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Педагогическая психология (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Психология образования (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Психология образования (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Психология образования (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04 Государственное и муниципальное управление, 44.04.01 Педагогическое образование; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Психология образования (Маго-лего; 4 модуль)рус
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Архив учебных курсов
Учебные курсы (2023/2024 уч. год)
- Педагогическая психология (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 47.04.01. Философия, направление: 47.04.01. Философия; 2-й курс, 1 модуль)рус
- Педагогическая психология (Маго-лего; 1 модуль)рус
- Психология образования (Маго-лего; 4 модуль)рус
- Психология образования (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление; 1-й курс, 4 модуль)рус
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура направление: 00.00.00. Аспирантура; 1-й курс, 1, 2 семестр)рус
Учебные курсы (2022/2023 уч. год)
- Research Seminar "Science of Learning and Assessment" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Педагогическая психология (Маго-лего; 1, 2 модуль)рус
- Педагогическая психология (Магистратура; где читается: Факультет гуманитарных наук направление: 47.04.01. Философия, направление: 47.04.01. Философия; 2-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура направление: 00.00.00. Аспирантура; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура; где читается: Факультет социальных наук направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки; 2-й курс, 1 семестр)рус
Учебные курсы (2021/2022 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 2-й курс, 1-4 модуль)рус
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Test and Questionnaire Development in Psychology and Education (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 44.04.01. Педагогическое образование, направление: 37.04.01. Психология, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 1-4 модуль)Анг
- Углубленная психометрика (Аспирантура направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки; 2-й курс, 1 семестр)рус
Учебные курсы (2020/2021 уч. год)
- Научно-исследовательский семинар "Навыки академического письма и исследовательской работы" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление, направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Научно-исследовательский семинар "Проблемы измерений в образовании и психологии" (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 3, 4 модуль)рус
- Разработка инструментов измерения (Аспирантура направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки; 1-й курс, 1 семестр)рус
- Теория и методология современной психологии: принципы измерений в психологии и образовании (Магистратура; где читается: Институт образования направление: 37.04.01. Психология; 1-й курс, 1, 2 модуль)рус
- Углубленная психометрика (Аспирантура направление: 44.06.01. Образование и педагогические науки; 2-й курс, 1 семестр)рус
Конференции
- 2022
Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук», посвященная 50-летию создания Института психологии РАН (Москва). Доклад: Попарное упорядочивание и рейтинги по пятибалльной Ликертовской шкале для оценки нетранзитивности и сходства мотивов
- 2019
PME & Yandex Russian conference “Technology and Psychology for Mathematics Education” (Москва). Доклад: SEMANTIC ALIGNMENT ACROSS WHOLE-NUMBER ARITHMETIC AND RATIONAL NUMBERS: EVIDENCE FROM A RUSSIAN PERSPECTIVE
- 2017
The 10th Annual Embodied and Situated Language Processing Conference (Москва). Доклад: Spontaneous retrieving vs. forced concepts in concept maps of novices and experienced students
The 10th Annual Embodied and Situated Language Processing Conference (Москва). Доклад: Spontaneous retrieving vs. forced concepts in concept maps of novices and experienced students
- 2016
VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Валидность и надежность российской версии шкалы социальной желательности TALIS
VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Доклад: Валидность и надежность российской версии шкалы социальной желательности TALIS
What does subject knowledge give for its applying in new context? The first results from studies TIMSS-2011 and PISA-2012, conducted on the same sample of Russian students (coauthor A. Valdman) // International Conference "Russian Education in the Mirror of the International Comparative Studies", Moscow, 2013 TIMSS-PISA_conf13.pdf
Стало ли российское образование эффективнее за 8 лет? (на данных международного исследования PISA) (cоавторы: Ю. Кузьмина, Г. Ларина)// XIV Апрельская международная научная конференция «Модернизация экономики и общества»? Москва, 2013 Grade_effect_HSE_2013.pdf
The effect of One Extra Year Schooling on Student Achievements in PISA (Coauthor: J. Kuzmina) // The European Conference on Educational Research (ECER), Cadiz, September, 2012.
The effect of one extra year schooling for student achievements: Evidence from countries with different dynamics in PISA results (Coauthors: J. Kuzmina, I. Froumin)// 56th annual the Comparative and International Education Societ, Puerto Rico, April, 2012
Combining different types of data in educational research. Data organization issues (Coauthor: T. Khavenson)// The fourth Conference of the European Survey Research Association (ESRA), Losanna, 2011
The Secret of Russian success in PIRLS //World Council of Comparative Education Societies (WCCES) World Congress, Istanbul, 2010
Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и ВУЗов: первые результаты (Соавторы: Д. Попов, Д. Константиновский, В. Вахштайн, Д. Куракин)// XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2010
Qualitative assessment as the effective accompaniment of large-scale assessment surveys (Coauthor: M. Kuznetsova)// Association for Educational Assessment, Valetta, 2009
Analysis of factors of Russian students’ progress in PIRLS-2006: a comparison with PIRLS-2001//ECER, European Conference on Educational Research, Vienna, 2009
Main factors of Russian students’ good performance in PIRLS-2006//ECER, European Conference on Educational Research, Vienna, 2009
Научный руководитель диссертационных исследований
- 1Капуза А. В. Валидизация количественного подхода к оценке понятийной структуры с помощью сетевого анализа, 2024
- 2Ларина Г. С. Использование контекста повседневной жизни в обучении математике в основной школе: международная перспектива, 2018
- 3Кащенко Е. С. Интерес к обучению в STEM: сетевой подход в оценке конструкта (aспирантура: 3-й год обучения)
- 4Тужилина Ю. В. Порядковые измерения в психологии и проблема транзитивности самооценок (aспирантура: 3-й год обучения)
Оценили по понятиям: новый метод анализа концептуальных карт раскрывает секреты организации знаний.
Как понять, действительно ли студенты разобрались в новой теме или только запомнили набор умных слов? Анастасия Капуза решила найти ответ на этот вопрос в своем диссертационном исследовании. Она предложила новый подход к оценке знаний студентов, основанный на использовании концептуальных карт — схем, которые студенты составляют, чтобы показать связи между ключевыми идеями изучаемой темы. Этот метод позволяет более точно отслеживать, как развивается понимание студентами новых концепций в процессе обучения.
Российские ученые предложили новый способ оценки мотивации
Исследователи из НИУ ВШЭ и Института Пушкина показали, что при изучении мотивации лучше использовать попарное сравнение, нежели рейтинговые шкалы. Это связано с тем, что многие люди не могут выстроить иерархию своих мотивов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychology.
«Хочу, чтобы Россия стала психометрической державой»
Руководитель Центра психометрических исследований в онлайн-образовании ВШЭ Дмитрий Аббакумов защитил в сентябре диссертацию PhD, посвященную психометрике массовых открытых онлайн-курсов, в Университете Лёвена (Бельгия). Как проходила работа над диссертацией – и какое значение она имеет для развития психометрики в России?
Immeasurable Hardiness of Character
What is «grit» and why it's time to rethink it
Как научить ребенка справляться с задачами?
Один из главных навыков, который потребуется молодому поколению — это так называемый problem solving, умение решать возникающие задачи. Как научить ребенка (и взрослого!) применять уже известные способы к новым задачам, рассказала сотрудник нашей лаборатории Юлия Тюменева
Проекты ВШЭ по оценке качества образования одобрены Рособрнадзором
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подвела итоги конкурса на лучший проект по совершенствованию оценки качества образования. В числе победителей — проект Института образования ВШЭ, в числе призеров — проект профессора факультета права ВШЭ Анатолия Нестерова.
Исследование PISA: российские школьники стали грамотнее
14 января на семинаре Института образования ВШЭ обсуждались итоги международного сравнительного исследования качества образования PISA-2012, в котором участвовали школьники из 65 стран. Результаты PISA-2012 были обнародованы на пресс-конференции в РИА Новости в декабре 2013 года (данные обрабатывались в течение года), теперь же, на семинаре в ВШЭ, был проведен подробный анализ результатов.
Измерения в психологии и образовании: решение кейсов
18 мая в ВШЭ прошел финал ежегодного Всероссийского студенческого чемпионата по решению кейсов «Измерения в психологии и образовании». О целях и результатах соревнования рассказывают его организаторы и участники.
Успехи российских школьников: расслабляться нельзя
5 февраля состоялся семинар серии «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования ВШЭ. С докладом «Результаты международных исследований PIRLS-2011 и TIMSS-2011: достижения и проблемы» выступила руководитель Центра оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галина Ковалева.
Как повысить интеллектуальный потенциал нации?
4 апреля на XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества в Высшей школе экономики состоялась вторая сессия «Влияние контекстных факторов на образовательные результаты» секции «Развитие образования».
«Знание психологии усложняет жизнь, но применение психологии делает жизнь ярче и богаче»
С 1 по 3 февраля прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры факультета психологии НИУ ВШЭ.
Плюсы и минусы «отложенного выбора»
20 декабря состоялся семинар Института развития образования (ИРО) ВШЭ и экспертной группы № 8 «Новая школа» по коррекции Стратегии-2020. С докладом на тему «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов: итоги первого раунда обследования» выступил старший научный сотрудник Центра мониторинга качества образования ИРО ВШЭ Дмитрий Попов.
Большинство студентов педвузов хотят... работать в школе?
Ученые ВШЭ комментируют результаты лонгитюдного исследования «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов».
Исследование выявило преподавателей-прогульщиков
13 сентября в Высшей школе экономики состоялся семинар Института развития образования ВШЭ, на котором с докладом «Ловушка низких достижений: сравнение школ Ботсваны и Южной Африки» выступил Мартин Карной, профессор Стэнфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ.
«Нужно принимать решения на основе надежной информации»
Об уникальной для России магистерской программе «Измерения в психологии и образовании» в интервью порталу ВШЭ рассказывает ее соруководитель Юлия Тюменева.
Как вести себя в космосе и как «правильно» выйти замуж
Пять дней, с 26 по 30 января, участники Зимней школы по психологии для абитуриентов магистратуры ВШЭ провели рядом с ведущими преподавателями университета, у которых им, возможно, предстоит учиться на протяжении двух лет.
Магистры для сферы образования
21 декабря состоялся семинар «Образовательные программы Института развития образования ГУ-ВШЭ: новые перспективы в ответ на современные вызовы». Руководители и преподаватели трех магистерских программ института, стартовавших в сентябре этого года, рассказали о первых результатах, планах международного сотрудничества и новых идеях.
Хорошая семья — хорошие результаты?
25 мая на традиционном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института развития образования ГУ-ВШЭ с докладом «Определение факторов, связанных с низкими результатами ЕГЭ выпускников 11 классов: оценка вклада мотивационных и семейных характеристик» выступил эксперт по внешней оценке качества образования информационно-образовательного агентства «Лидер» Сергей Боченков.
Мы лучшие в мире, и у нас это не укладывается в голове
28 октября на семинаре Института развития образования ГУ-ВШЭ "Актуальные исследования и разработки в области образования" в очередной раз обсуждались результаты PIRLS — международного сравнительного исследования качества чтения учеников начальной школы, в котором в 2006 году Россия заняла первое место в общем рейтинге сорока стран.