• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О бедности абсолютной, но относительной, рублевой, но долларовой

Как измерить бедность? Можно высчитать ее уровень в рублях. Или объективнее — все-таки в долларах? А какие товары и услуги надо учитывать? Эти вопросы стали особенно актуальными сейчас, во время кризиса. На них и пытались ответить на семинаре "Статистическое измерение бедности", который прошел в ГУ-ВШЭ 20 февраля.

Открывая семинар, организованный по инициативе отделения статистики, анализа данных и демографии Вышки, заведующий кафедрой статистики ГУ-ВШЭ, заместитель руководителя Росстата Александр Суринов отметил, что сегодня во многих странах, равно, как и в международных экономических организациях, таких, как ОЭСР, эксперты и экономисты задаются вопросами о том, как сосчитать бедность. Как обеспечить ее международную сопоставимость? А главное, какие меры позволят эффективно противостоять этому злу в обстоятельствах финансово-экономического кризиса? Очертив круг научно-практических задач, А. Суринов предоставил слово главному специалисту Всемирного банка по измерению долларовой бедности Шаохуа Чен, которая предложила вниманию аудитории презентацию "Измерение долларовой бедности".

Во Всемирном банке, сказала, в частности, Ш. Чен, существует такая система, как наблюдение за глобальной бедностью. "Вообще-то измерять бедность — это очень сложная задача, тем более, если есть желание измерять бедность в масштабах всей планеты, ибо тогда необходимы некие международные параметры", — отметила она. Всемирный банк, проводя такого рода исследования, опирается на изучение домашних хозяйств. Линия бедности пересчитывается через такой показатель, как паритет покупательной способности (ППС). Для бедных стран кривая бедности находится на низком уровне и мало меняется. Так происходит потому, что "когда мы говорим о бедности, мы должны установить, какое определение бедности мы даем". Что такое — измерение бедности суммой один доллар в день? Отвечая на этот вопрос, "мы используем так называемую единую валюту, то есть, пересчитываем доллары через ППС, рассчитываем бедность определенной страны и пытаемся определить беднейшую часть мира, определить, что же такое бедность для самых бедных стран. Например, два человека живут в разных странах и у них примерно одинаковый стандарт бедности при равном уровне доходов. Если человек из одной страны попадает в другую, то и там и там он будет считаться бедным. Уровень бедности один доллар в день — это нижний уровень бедности".

Прежде всего, для измерения глобальной бедности, необходима единая кривая бедности. В каждой стране своя валюта, и для того, чтобы сопоставить уровень бедности в одной стране с таким же уровнем в другой, нужен какой-то общий стандарт. Скажем, в США уровень бедности очень высок и составляет 4500 долларов в год на человека. А если посмотреть на Замбию, то там уровень бедности составляет 150—200 долларов в год. "Иными словами, бедный американец, это отнюдь не одно и тоже, что бедный замбиец. Их национальные линии бедности отличаются принципиально, равно, как и понятия бедного человека. Соответственно, когда мы измеряем глобальную бедность, то нам надо иметь единый параметр бедности, то есть перерасчитывать местную валюту в общую", — сказала Ш.Чен. Это можно сделать, используя официальный обменный курс, или используя ППС. Последнему инструменту Всемирный банк отдает предпочтение. Почему? "Потому, что когда мы измеряем бедность, то нам нужно иметь международный уровень бедности, который мы затем рассчитываем, исходя из покупательной способности для перерасчета в местную валюту с учетом индекса розничных цен". Таким путем устанавливается уровень бедности в отдельно взятой стране, который сопоставляется с данными обследования домашних хозяйств.

Сейчас измерение бедности во Всемирном банке идет на основе данных 1991, 1994, 1997 годов, то есть, расчет ведется раз в три года. "И мы используем данные обследования домашних хозяйств приближенно к этим эталонным годам, высчитывая средний показатель для отдельных стран".

Далее докладчица рассмотрела измерение глобальной бедности применительно к индексу потребительских цен 2005 года. Для международных сопоставлений в течение длительного времени существуют две концепции: "эффект Балласа-Самуэльсона" и "эффект Пена". "Все давно понимают, что обменный официальный курс применим только к тем товарам, которые обращаются в торговле, а услуги несопоставимы, они не измеряются официальным обменным курсом или не отражаются в нем". А "эффект Пена" заключается в том, что неофициальный рыночный обменный курс все время имеет тенденцию к выравниванию покупательной способности "в ценах торгуемых товаров, поэтому он в какой-то мере недооценивает реальный доход в развивающихся странах от предоставления услуг".

В университете Пенсильвании, сказала далее докладчица, в 1990-е годы был осуществлен крупный проект по сопоставлению бедности в мире, который затем перешел под эгиду Всемирного банка. "Этим проектом охвачено 146 стран. С тех пор, как в Зимбабве инфляция стала развиваться безумными темпами, это число уменьшилось на одну страну. Некоторые страны, такие, как Китай, участвуют в проекте впервые, поэтому они охвачены им частично в смысле регионального сопоставления с предыдущим раундом. Страны сопоставляются через ППС. Скажем, Россия входит в группу стран ОЭСР, которые осуществляют сопоставление ППС через Австрию и Турцию… Однако очень сложно исторически сопоставить ППС 2005 года с предыдущим раундом…Вся идея заключается в том, что в ППС мы пытаемся сохранить одни и те же товары и услуги в разных странах, чтобы посмотреть, сколько они стоят в разных местах. Таким образом, определяется реальная покупательная способность. В 1993 году уровень китайских цен составлял 25 процентов от мировых цен. В 2005 году — уже 52 процента. Что касается России, то, говорят, что Москва сегодня является одним из самых дорогих городов мира. Соответственно, уровень цен в Москве сейчас намного выше ста процентов, что выше среднего уровня по миру". Изменение ППС в 2005 году изменило и концепцию Всемирного банка. И для бедных стран цены, если сопоставить качество товаров, не так уж низки… Ранее существовало мнение, что в бедных странах цены очень низкие, "однако не было возможности сопоставить одни и те же реальные вещи". "Взять для примера качество дешевого риса в Индии, который ломок, в котором попадаются даже мелкие камушки, песок. Однако при этом его цена не столь уж сильно отличается от европейской…".

Если ППС 2005 года несопоставим с предыдущим раундом, то для перерасчета нам надо вернуться к исходному уровню и "конвертировать уровень бедности и для бедных стран, и для богатых в новый и сопоставимый с ППС уровень. Мы собрали новые уровни бедности по 75 странам. Но по России данных нет, поскольку в этой стране в разных регионах существует и разный уровень бедности и нет агрегированного общего показателя бедности для всей России", — заметила Ш.Чен.

Самой бедной страной является Малави на юге Африки. Эксперты банка исчислили и новую мировую кривую бедности. Однако для самых бедных стран планеты уровень бедности изменился мало, и это "буквально уровень выживания".

Для оценки международного уровня бедности Всемирный банк пользуется разными методами, в том числе, параметрическим методом, модульным методом, регрессивными моделями для выявления самых низких уровней национальной бедности. Для беднейших 15 стран, сказала Ш. Чен, средняя граница бедности составляет около 38 долларов в месяц на человека.

Коснувшись далее проблем сбора данных, докладчица отметила, что по 2005 году данные поступали более своевременно и были более актуальными, хотя по-прежнему трудно получать сведения по странам Африкии. Говоря о новых границах бедности, Ш. Чен привела такую цифру: в настоящее время 2,7 млрд. людей на планете потребляют на сумму менее чем 2 доллара в день, но в то же время число тех, кто потребляет меньше, чем на доллар в день, сократилось с начала 1990-х годов почти наполовину. Иными словами, число бедных сокращается, так что "цели развития тысячелетия являются достижимыми, и это весьма важный вывод". Однако если взять отдельные регионы, такие, как Азия, то видно, что число бедных там весьма высоко, ибо население там растет быстрее, чем сокращается бедность. То же самое можно сказать и об Африке, особенно регионах южнее Сахары. И получается, что 27 процентов всех бедных на земле, это африканцы, проживающие в регионах, расположенных к югу от Сахары. А по данным Всемирного банка, черта мировой бедности пролегает в границах 1,25—2 доллара в день на человека. "Эти регионы и должны стать центром нашего внимания, если мы хотим сократить глобальную бедность на планете", — подчеркнула Ш. Чен…

О методологии оценки официальной бедности в России рассказала Елена Фролова, начальник управления статистики уровня жизни и обследования домашних хозяйств Росстата. В принципе такие оценки в России производятся для того, чтобы понимать, сколько же в стране бедных людей и как меняется их численность со временем. Кроме этого существующая информационная база позволяет ответить и на два других вопроса: какова география распределения бедных по территории страны, и какова структура бедности по социальным группам населения. Такие оценки Росстат производит с 1992 года, и в принципе они совпадают со временем, когда в стране и на государственном уровне оформилась некая договоренность о том, что "имеется в виду под оценками бедности, и какую границу бедности надлежит использовать в этих оценках". В самом простом понимании измерение бедности и подсчет бедных должно сводиться к тому, чтобы определить численность лиц, доходы которых и материальная обеспеченность которых ниже установленной границы бедности. "Росстат имеет колоссальный объем информационных ресурсов для того, чтобы найти подходы к решению этой проблемы, — сказала Е. Фролова. — Мы имеем возможность подсчитывать число бедных лиц на основании показателя среднедушевого денежного дохода и можем определять бедных по уровню располагаемых ресурсов домашних хозяйств, которые, наряду с денежными ресурсами включают стоимостные оценки потребленной продукции собственного производства". Два этих показателя различаются технологией счета и возможностью "учитывать процессы образования доходов в неформальной или ненаблюдаемой экономике". Эти процессы легче наблюдать на макроуровне. И поэтому "макроэкономические показатели, к которым относится показатель денежного дохода, досчитываются на объемы скрытых доходов населения, и в этом его главное отличие от тех показателей, которые мы можем получить на микроэкономическом уровне. Показатель, получаемый на микроэкономическом уровне с помощью обследования домашних хозяйств — это показатель располагаемых ресурсов, по которому мы также производим оценки уровня бедности".

Росстат дает оценки уровня и динамики бедности по стране и регионам на основании показателя среднедушевого денежного дохода, а оценки профиля и структуры бедности, а также различия уровней бедности между группами населения формируются с помощью микроэкономической статистики на основе показателя располагаемых ресурсов и на основе обследования бюджетов домашних хозяйств. Такое обследование проводится Росстатом на регулярной основе, "имеет глубокие исторические корни и является наиболее масштабным из всех проводимых в стране". Ежеквартально для получения необходимых данных обследуются 49 тысяч домашних хозяйств, по итогам каждого года из всех обследуемых хозяйств формируются базы данных с охватом около 200 тысяч домашних хозяйств и программа этого обследования позволяет иметь "массу информации, которая используется и должна использоваться в оценках уровня и профиля бедности".

Далее Е. Фролова остановилась на определении границы бедности. В России в этих целях используется показатель прожиточного минимума, называемый еще минимальным потребительским бюджетом. Такой показатель в России определяется с 1992 года. "У нас нет законодательства, которое четко определяло бы, — сказала Е. Фролова, — что мы определяем уровень бедности, используя показатель прожиточного минимума. Уровень бедности — это производное и простое понятие, которое вошло в практику, но долгое время Росстат отказывался от использования этого показателя, предпочитая фразу из другого законодательства об оказании адресной социальной помощи населению. И мы, подсчитывая число лиц с доходами ниже прожиточного минимума, называли этот показатель численностью малоимущего населения. Однако затем в практику вошло понятие уровня бедности".

Российское законодательство о величине прожиточного минимума связано с нормами закона о формировании продовольственной корзины (и потребительской корзины), а на основе законодательства о потребительской корзине принимаются нормативные акты в обеспечение расчетов величины прожиточного минимума. Потребительская корзина состоит из нескольких очевидных элементов: это набор продуктов питания, набор непродовольственных товаров и набор услуг. Каждый из этих наборов определяется не Росстатом, а научными организациями, работающим под руководством Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства экономического развития. Статистическая информация при определении этих минимальных наборов, "используется для того, чтобы не отходить от реалий жизни и учитывать в пересмотрах нормативов картину того, как складывается фактически модели потребления". Росстат обеспечивает расчеты величины прожиточного минимума, осуществляя наблюдение за уровнем цен по товарам, "которые являются представителями тех групп наименований товаров и услуг, которые определены законодательством о потребительской корзине. Таких наименований Росстат ежемесячно наблюдает 156, и это наблюдение организуется во всех регионах".

— А какова, — последовал вопрос корреспондента новостного портала ГУ-ВШЭ, — на сегодняшний день граница бедности в России и сколько россиян живет ниже этой границы?

"По последним данным, которые были установлены правительством РФ и относятся ко второму кварталу 2008 года, величина прожиточного минимума составляла 4646 рублей в месяц на человека, — ответила Е. Фролова. — Это в расчете в среднем для всех групп населения. На лицо в трудоспособном возрасте — 5024 рубля, на пенсионера — 3694 рубля и на одного ребенка — 4448 рублей. Мы даем эти данные сразу же после того, как правительство РФ устанавливает величину прожиточного минимума. Справочно могу сказать, что же эта величина прожиточного минимума означает применительно к разным группам семей. Так, семьи, состоящие из двух трудоспособных лиц, имеют прожиточный минимум, установленный правительством, в размере 9510 рублей. Семьи из двух пенсионеров — 7016 рублей, в семьях, состоящих из трех человек, например, двух трудоспособных лиц и одного ребенка, доход должен составлять на семью 13728 рублей в месяц. Вот что означает в практическом смысле величина прожиточного минимума. Последняя оценка уровня бедности относится к первому полугодию 2008 года и составляет 20 миллионов 700 тысяч человек, или 14,7 процента от численности всего населения страны. Росстат производит оценки бедности 2008 года, но в виду того, что правительством официально еще не установлены границы бедности, эти данные носят служебный характер".

Затем выступил директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, профессор Алексей Шевяков. "Я хотел бы перенестись из регионов Африки, тех, что южнее Сахары, к нам, в Россию", — так начал свое выступление профессор. Вопрос состоит в том, сказал он, что "если мы оцениваем бедность на основе прожиточного минимума, то Россию в каком-то смысле мы и относим к странам Южной Африки. Но в Южной Африке бедность определяется в основном бедностью располагаемых и разработанных природных ресурсов, а также неразвитостью экономики. В России же бедность происходит не из экономических факторов, а из неправильности распределительных отношений".

А. Шевяков привел статистку, из которой вытекает, что в отдельных регионах России число бедных составляет 60 процентов населения. Он коснулся проблемы детской бедности. "В среднем в России детская бедность, если оценивать по прожиточному минимуму, в два раза выше, чем бедность взрослого населения. Даже в Москве у нас детская бедность на уровне 30 процентов, а в некоторых регионах детская бедность по той же выборке домашних хозяйств достигает 60 процентов и выше". Если говорить о российском прожиточном минимуме, "то я его называю, — прямо заметил А. Шевяков, — прожиточным минимумом бомжа. Потому что, как и видно из информации Е. Фроловой, в этом прожиточном минимуме не учитываются, скажем, цены на жилье". А это весьма существенный, по мнению оппонента, фактор. "В прежние, советские, годы молодые семьи имели возможность пользоваться государственным жилищным фондом". Сегодня, в иных условиях, вопрос о жилье при определении параметров бедности "становится вопросом ключевым". "В Москве цифра средней доступности жилья среди низко доходных групп (а эта цифра формируется из того, сколько лет необходимо семье, если она все свои доходы в течение года будет откладывать только на приобретение жилья) составляет 80 лет! А если считать, что реально из семейного бюджета откладывать на покупку жилья можно лишь 25—30 процентов, то… Даже по прогнозам ученых не предвидится, что россияне будут жить так долго. Я уж не говорю о том, что в этом прожиточном минимуме норма одежды для девочки в возрасте с 12 до 15 лет, то есть в период роста, составляет одно платье на три года! А при этом мы рассуждаем о том, что российское общество должно стать обществом нанотехнологий и вытекающих из этого потребностей и прочая, и прочая…".

…Как росло благосостояние различных групп населения России с учетом прожиточного минимума за все время реформ? "На самом деле мы только-только, и даже не все группы общества, восстановили свое относительное положение по прожиточному минимуму к сегодняшнему дню в сравнении с тем, что было. До сих пор 30 процентов населения так или иначе остаются ниже этой границы и не дотягивают до того уровня, с которого начиналась перестройка". По убеждению профессора "настало время измерять наших бедных не по прожиточному минимуму, а по относительному показателю бедности, так как это делается во всей Европе". Кстати, заметил Шевяков, по его данным, уровень прожиточного минимума в США составляет 9 тысяч долларов на человека, а не 4,5 тысячи долларов, как указала основная докладчица семинара. В Москве же сегодня прожиточный минимум — около 7 тысяч рублей в месяц, а по уровню цен Москва стоит в числе самых дорогих городов мира.

Вообще, когда в России проводят сравнения уровня бедности с Европой и Америкой, это отдает лукавством, ибо там бедность измеряют по относительным показателям. Этот показатель, в отличие показателя прожиточного минимума (а в России прожиточный минимум и его динамика резко отстает от динамики роста среднедушевых доходов), убеждает, что бедность в России за все годы реформ росла и продолжает расти. А это говорит, прежде всего, о том, что "у нас неравенство увеличивается". Представив графики доходов различных групп по отношению к границе относительной бедности, А. Шевяков сделал вывод, что "в России 50—60 процентов населения живет на границе или ниже относительного уровня бедности". В нормальных странах уровень бедности определяется для того, чтобы тем слоям населения, которые живут ниже этого уровня, начинали выплачиваться различного рода пособия, включая и выдачу продуктовых карточек. В России пока выплачивается только пособие на ребенка. А ведь теперь в России гражданам надо платить за образование, надо поддерживать здоровье, покупать лекарства… Таким образом, проблема состоит в том, что денег в России хватает, но они неправильно распределяются. "Мы провели исследование: как наша кривая распределения доходов деформирована по отношению к американскому и европейскому стандартам? Так вот, если мы хотим приблизиться к европейскому стандарту, то нам нужно повысить доходы нижнедоходной группы россиян почти в три раза при достаточно умеренной регрессии на доходы только двух последних групп населения в верхнем ряду. Сегодня, чтобы решить проблему бедности в России, нам нужно для 80 процентов населения повышать доходы, и прежде всего, заработную плату. Сегодня в России минимальная заработная плата составляет порядка 100 евро, а в странах Европы — от 800 до 1200 евро. Нам нужно, чтобы работающий человек не был бедным. А у нас 30 процентов работающих — это бедные люди". Касаясь проблемы теневых и скрываемых доходов, А. Шевяков отметил, что согласно исследованиям, проведенном его институтом, "в стране доходы и расходы нужно в среднем увеличить на 30 процентов". Но доходы и без того высокодоходных групп населения растут быстрее, и выходит, что "теневая экономика работает на дальнейшее расслоение общества".

Затем в качестве оппонента выступил Иван Литвинов, заместитель директора Всероссийского центра изучения народонаселения. Он отметил, что в изучении проблем бедности много вопросов, на которые трудно найти ответы. "Вот, например, абсолютная черта бедности, равная 4,3 доллара на человека в месяц — это высший показатель, который используется для сравнений. По нашим данным, по этому показателю у нас, в России, бедности, как таковой, нет. У нас фактически установленный минимум в 4646 рублей больше в три с лишним раза варианта в 4,3 доллара… Ведь фактически установленная у нас граница бедности существенно выше, чем эти 4,3 доллара. И хотя многие не могут воспринять этого, но дело обстоит именно так, в России, по международным оценкам, бедных нет, у нас уровень прожиточного минимума по паритету покупательной способности в 4,3 доллара в несколько раз выше". В течение вот уже почти двух десятилетий по определенным обстоятельствам "у нас не хотят воспроизводить, собственно говоря, единичное значение коэффициента дифференциации, который называется фондовым. А в этом коэффициенте, как в зеркале, видна вся, больная для нашей страны, проблема этой самой дифференциации. Ведь практически у 14 с лишним миллионов человек за эти почти два десятка лет реформ уровень покупательной способности населения вырос с 0,45 до 0,59, то есть, на четырнадцать сотых! И это — за двадцать лет! У почти пятнадцати миллионов человек ничего в их положении не изменилось. Точно таким же образом продолжается и формирование их доходов. И более того, за этот короткий промежуток, а можно взять и еще более короткий отрезок в восемь лет — с 2000 по 2008 годы, разрыв наборов прожиточного минимума вырос с 5,8 до 9,3 пунктов. То есть, фактически удвоился только за последние восемь лет. Для кого же осуществляются тогда все эти реформы, если у нас разрыв между группами населения колоссально растет согласно последней децили в распределении доходов населения?". Это, по словам И. Литвинова, "наша боль, потому что фактически эти миллионы сограждан должны только выживать".

Он высказался в защиту показателя прожиточного минимума (ПМ). "Пожалуйста, разрабатывайте другие бюджеты, но зачем же трогать показатель ПМ? Ведь бюджет прожиточного минимума — это минимальный показатель, черта, ниже которой не может быть нормальной жизни. А если есть желание вводить новые бюджеты, то никто этому не препятствует, надо иди дальше, восстановить, например, потребительский бюджет высокого достатка. Не надо, говоря образно, цепляться за одну-две пары колготок в наборе прожиточного минимума. Ибо он на то и минимум, он выполняет свою определенную функцию. Наше предложение состоит в том, чтобы при переходе к этим новым потребительским бюджетам — а в законодательстве записано положение о разработке минимального потребительского бюджета — отказаться от этого понятия и ввести понятие восстановительный потребительский бюджет". Выстраивается, таким образом, некая система, включающая потребительский бюджет, восстановительный бюджет и бюджет высокого достатка. Она могла бы служить в качестве некоего ориентира для характеристики распределения доходов населения…

Затем докладчица и оппоненты ответили на вопросы аудитории. В частности, в адрес Ш. Чен последовал такой вопрос: не ведутся ли экспертами Всемирного банка подсчеты существующего положения дел с бедностью в мире в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, о котором сейчас столь много, и с тревогой говорится?

"Хороший вопрос, — заметила докладчица. — В своей презентации я упомянула, что глобальная бедность измерялась Всемирным банком в последний раз по показателям 2005 года, и туда еще не были инкорпорированы данные о быстром росте цен в последние два года. Но перед приездом в Россию я побывала в Вашингтоне, где мы как раз закончили составление прогноза относительно воздействия глобального финансово-экономического кризиса на показатели бедности. Группа экспертов Исследовательского департамента Всемирного банка только-только выпустила свежие прогнозы на 2009 год, в том числе, включая и Россию. В целом мы ожидаем увеличение бедности на 15 миллионов человек. Для каждой страны есть прогноз роста бедности на текущий год. Мы взяли эти данные и сопоставили их с данными по обследованию домашних хозяйств. И разница между прогнозами до, во время и после кризиса — это как раз и есть разница между показателями черты бедности в 1,25 доллара и 2 доллара в день на человека. Мы используем эту границу в 1,25 и 2 доллара. В России же границы бедности, что и было видно из выступления одного из оппонентов, выше, чем международные".

С вопросом-сомнением относительно верности методологии измерения бедности, предложенной Всемирным банком, выступил А. Шевяков. "Этот подход достаточно односторонен и ориентирован на страны, которые живут в теплых климатических условиях. Я даже на секунду не могу представить, как можно прожить на один-два доллара в день в России. Ведь здесь совершенно другие климатические условия, совершенно иные требования к жилью. Поэтому в методологии ВБ не достает универсализма". "Вы совершенно правы, у каждой страны есть свои особые обстоятельства. И на страновом уровне мы призываем все государства вырабатывать собственные показатели черты бедности. А для больших стран, таких, как Россия, наверное, действительно имеет смысл работать на региональном уровне, поскольку от юга и до севера ситуация меняется весьма сильно. Но, тем не менее, один вопрос необходимо постоянно держать в уме: эти региональные черты бедности должны быть сопоставимы друг с другом. То есть, если человек переезжает из Петербурга в Москву, его состояние в смысле бедности не должно изменяться. И если человек беден в Петербурге, он должен считаться таковым и в Москве. Стандарт должен быть тем же самым. Единственное различие — это цена, поскольку стоимость жизни в этих двух городах не одинакова", — так ответила на этот вопрос эксперт Всемирного банка.

Оценками, касающимися определения в России показателей субъективной бедности, поделился, отвечая на вопрос из зала, А. Суринов. "Мы провели определенные эксперименты для того, чтобы очертить круг вопросов, которые позволили бы нам выяснить, как человек самостоятельно определяет свое собственное состояние. Что касается самих вопросов и сопоставления по странам, то здесь имеются сложности, так как ментальность людей в разных странах разная, и жизнь везде разная. И одного только вопроса: "Считаете ли вы себя бедным?" — видимо, недостаточно. Такой вопрос, конечно же, имеет право на существование, но кроме этого вопроса необходимы и другие вопросы, касающиеся того, может ли человек купить себе одежду, как часто он может приобретать новые вещи, может ли он кого-то пригласить к себе в гости, может ли иметь горячую пищу каждый день и т.д. Это что касается субъективной бедности.

В связи с тем, что Россия приняла решение вступить в ОЭСР, мы стали проводить различные эксперименты по измерению относительной бедности на уровне 40—60 процентов медианного дохода, как стандарта ОЭСР. Но говорить сегодня о том, что это официальная информация, пока рано. Результаты этих экспериментов надо показать коллегам в департаменте статистики ОЭСР, посмотреть, насколько они признают наши расчеты корректными, а уже после этого они смогут стать достоянием общественности".

Своего рода откровением стало выступление заместителя директора департамента анализа и прогноза развития здравоохранения и социально-трудовой сферы Министерства здравоохранения и социального развития РФ Наталии Антоновой, которая поделилась с аудиторией новостью: министерству предстоит к концу 2009 года в соответствии с положениями Генерального соглашения между правительством РФ, организациями профсоюзов и работодателей внести предложение о переходе к новой методологической основе определения величины прожиточного минимума. Кроме этого, в министерстве имеется ведомственный план законопроектных работ, где записано, что министерство должно разработать проект концепции нового Федерального закона о потребительской корзине. И уже в 2010 году — последнем году существования нынешней корзины — этот закон должен быть принят.

"И вот мы стоим теперь перед дилеммой: что и как нам делать? С одной стороны, у нас имеется действующая методология, которую можно немного усовершенствовать, добавляя в различные группы расходов новые наименования. С другой стороны, мы видим, что нынешняя корзина, если посмотреть на структуру прожиточного минимума, абсолютно перекошена по сравнению с тем, как в реальности выглядят потребительские расходы в малоимущих группах населения. Согласно данным обследования бюджета домашних хозяйств, структура выглядит иначе… Большая проблема с услугами, на которые в "корзине" приходится 36 процентов, а фактически это примерно 20 процентов. То есть, услуги сильно "завышены", но "снижать" их мы не имеем возможности, потому что в признанной норме, ниже которой опускаться нельзя, скажем, заложено — у нас на человека полагается 18 квадратных метров жилья. Очень ограничен набор жилищно-коммунальных услуг, в котором нет, например, услуг телефонной связи. Короче говоря, надо выправлять структуру, но возможностей для увеличения прожиточного минимума, особенно в нынешние кризисные, не лучшие для увеличения социальных нормативов, времена, мало", — откровенно признала Н. Антонова. Эксперты Независимого института социальной политики подготовили для министерства научную разработку, в которой рекомендуют отказаться только от показателя одного прожиточного минимума, определять несколько уровней бедности. В прожиточный минимум, как советуют специалисты в области питания, можно бы добавить некоторое количество более ценных продуктов питания… Н. Антонова предложила участникам семинара высказать свои соображения по поводу того, как формировать будущую корзину прожиточного минимума, и активно включиться в эту работу.

Одно соображение прозвучало "по горячему следу" со стороны А. Шевякова. "Все дело в том, что когда мы говорим о бедности, мы уже забываем о том, как мы ее измеряли. Утверждают, что у нас бедность снижается. Но на самом-то деле это не так. Вот норма, предусматривающая 18 квадратных метров жилья. Эти метры, они что, с неба свалились? Да, для предыдущих поколений так оно может и было. Но теперь-то, когда есть и бедные и богатые?! Откуда взять бедным эти восемнадцать метров, они что, у кого-то их украдут, или что, они будут жить как на Ямайке, под листом железа над головой, прикрывающим эти самые метры? Чтобы обеспечить действительно достойное существование прожиточный минимум нужно увеличить почти в три раза! Никаких денег на это не хватит. Ведь у нас на самом деле бедность определяется не пособиями, пенсиями, а заработной платой. И эти показатели нам тоже нужно увеличить в два с половиной раза. Сегодня наша борьба с бедностью напоминает ситуацию, когда лошадь пинками заставляют обогнать автомобиль. Наши распределительные отношения совершенно не соответствуют мировым стандартам, и то, что у нас существует плоская налоговая шкала — это просто лукавство, потому, что 80 процентов работающего населения платят не 13 процентов налога, а 40 процентов, и будут платить еще больше. Ибо с человека сначала вычитают единый социальный налог, а потом уже 13 процентов. А человек, живущий на рентный капитал, то есть, не занимающийся активной производственной деятельностью, платит максимум 13 процентов со своей собственности… Если посмотреть на структуру доходов населения по его группам, то в среднем по России почти 70 процентов высокодоходной группы составляют именно эти рентные и другие доходы, а в Москве в двух последних группах они больше 90 процентов. И реальная налоговая нагрузка в Москве на работающую среднюю часть населения получается почти 40 процентов, а на тех, кто не работает — 9 процентов. У нас в Москве первоначальное неравенство доходов составляет показатель 132 без всяких трансфертов и налогов. После налогов оно увеличивается до 170 и только после социальных трансфертов становится примерно 50. А как обстоит дело в Америке, с которой мы так охотно берем пример? Неравенство доходов там действительно большое, порядка 60—70, но налоги снижают его, а социальные трансферты доводят до такого уровня, что низко доходные группы в итоге получают доходов почти в пять раз выше! Вот что такое правильно действующий распределительный механизм…

Вот таковы наши распределительные отношения. При такой ситуации, когда на рубль прироста ВРП бедный получает 5 копеек, а богатый — 2 рубля, мы ничего не решим, и уровень прожиточного минимума никогда не позволит нам строить нормальную социальную политику". В России, убежден А. Шевяков, нужно срочно менять характер распределительных отношений, но прожиточный минимум никак не ориентирует на решение этой проблемы…

Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой

Вам также может быть интересно:

Советские нищие

В СССР попрошайничеством занимались как отдельные граждане, так и целые колхозы. Первые общие статистические данные о них появились в 1954 году. Коллективный портрет нищих страны Советов на основе этих документов реконструировала профессор НИУ ВШЭ, руководитель Центра социальной истории России ИРИ РАН Елена Зубкова.

Число бедных в мире уменьшается, но неравенство остается проблемой

За последние четверть века доля людей в мире, живущих в крайней бедности, сократилась в три раза, но рост благосостояния остается весьма неравномерным. 13 января с докладом о проблемах глобальной бедности и неравенства в НИУ ВШЭ выступила заместитель главного экономиста Всемирного банка Ана Ревенга.

«Во Всемирном банке я продолжаю те исследования, которые начал в аспирантуре»

Михаил Матыцин четыре года работает в московском представительстве Всемирного банка, а осенью переходит в его штаб-квартиру в Вашингтоне. А начиналось для него всё с изучения бедности и неравенства в аспирантуре Вышки.

Неумение считать бедняков грозит социальными потрясениями

Каждый девятый житель Земли голодает или живет в нищете. Неудивительно, что бедность считается одной из ключевых проблем мирового сообщества. В канун Международного дня борьбы за ликвидацию нищеты эксперты НИУ ВШЭ рассказали о том, как подсчитывают бедняков, почему Нобелевская премия по экономике присуждена за исследования в области благосостояния и бедности, и как методики, созданные нобелевским лауреатом, используются экспертами Высшей школы экономики.

10 тыс. руб.

составляет размер единовременной целевой выплаты бедным семьям в 13 российских регионах, что малоэффективно для выхода семьи на самообеспечение.

Всемирный банк признал образовательные программы ВШЭ по логистике лучшими в стране

Группа экспертов, сформированная Всемирным банком, провела независимую международную экспертизу образовательных программ бакалавриата «Логистика и управление цепями поставок» и магистратуры «Стратегическое управление логистикой» Высшей школы экономики.

Бедность превращается из беды в вину

Бедность стала своеобразным клеймом для многих людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Опасаясь порицаний общества, они стараются скрывать свои проблемы и не дают возможности государству помочь им, отметила доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова в статье «Стыд и бедность: последствия для социальной политики».

45%

всех работающих бедных россиян — это низко- и среднеквалифицированные рабочие.

60% россиян имеют опыт жизни в бедности

В России бедными оказываются не только безработные маргиналы. Широко распространена бедность «по лишениям»: из-за болезни, отсутствия своего жилья и прочего. В группе риска одинокие пенсионеры и многодетные семьи из сельской местности, отметила преподаватель кафедры социально-экономических систем и социальной политики факультета экономики НИУ ВШЭ Екатерина Слободенюк в докладе «Процессы социальной динамики в группе бедного населения России».

24%

россиян на протяжении последних 7 лет ни разу не попадали в число бедных.