Молодые ученые рассмотрели проблемы рыночной экономики
14 ноября прошло очередное заседание семинара для молодых ученых под руководством Евгения Ясина «Секреты академической кухни», на котором обсуждены проблемы конкурентоспособности железнодорожного транспорта.
С докладом на эту тему выступил Фарид Хусаинов, заместитель председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава, доцент Российской открытой академии транспорта Московского государственного университета путей сообщения. Он рассказал о работе Альберта Хиршмана «Exit, Voice and Loyalty» (1970), в которой автор задается вопросами о поведении потребителя в условиях ухудшения качества предоставляемых ему услуг или товаров. До А. Хиршмана выделяли две стратегии поведения, а именно «выход», то есть уход от поставщика, вследствие неудовлетворенности качеством, и «верность» — продолжение отношений потребителя с поставщиком. Самый интересный третий вариант «голос» — фаза, когда потребитель не сразу уходит, но уже выражает недовольство качеством предоставляемых товаров или услуг. Функция «голоса» оказывается очень эффективной в ситуации с монополиями. Монополист может не обращать внимания на «выход» некоторых клиентов из игры, но на «голос» разъяренной общественности и распространение недоброжелательной информации в СМИ не обращать внимания трудно.
По данным Росстата в 2010-2012 годы наблюдается спад темпов железнодорожных грузоперевозок по сравнению с автомобильными. И именно на автотранспорт «уходят» высокодоходные грузы, это подтверждается соотношением динамики добывающих и обрабатывающих производств с перевозками соответствующих грузов. На динамику объемов перевозок железнодорожного транспорта с 2010 года влияют, по мнению Фарида Хусаинова, две группы факторов: ценовые факторы (тарифы на инфраструктурную составляющую, ставки предоставления вагонов, тарифы автомобильного транспорта и прочие) и неценовые (качество транспортного обслуживания, скорость доставки, сервис, удобство и другое). Опросы грузоотправителей показывают, что их не устраивает, прежде всего, качество сервиса ОАО «РЖД», затем идут — скорость или предсказуемость доставки груза, сохранность перевозимого груза, и только после этого — уровень тарифов. При монопольном положении на рынке ОАО «РЖД» становится нечувствительной к уколам рынка — к потере доходов и к «уходу» клиентов. Масштаб, который казалось бы, должен давать «плюсы» вдруг оборачивается «минусами» — негибкостью, невозможностью хорошего сервиса и потерями доходов. Как повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта? Во-первых, надо повысить клиентоориентированность, отказаться от оценки работы на основе внутренних технических и технологических показателей. Второе предложение: либерализация отрасли.
Также выступившая на семинаре Ольга Коваленко, юрисконсульт Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава, рассмотрела кейс о разделе рынка операторских услуг по предоставлению подвижного состава в Кузбассе. РЖД, операторы и грузоотправители Кемеровской области заключили трехсторонние соглашения, по которому в 2012 году из 220 ранее работавших в регионе операторов доступ на рынок получили только 16 крупнейших. Это было и противозаконно, и малоэффективно: производительность перевозок снизилась.
Подводя итоги дискуссии, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин отметил, что рынок может функционировать только в том случае, когда существуют определенные правила игры и каждый агент рыночной жизни соблюдает их.
Дарья Конышева, специально для новостной службы портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект студента факультета компьютерных наук представят министру транспорта Великобритании
Студент третьего курса программы «Программная инженерия» Вадим Дробинин принял участие в хакатоне HackTrain, прошедшем в Великобритании. Проект, разработанный интернациональной командой, в которую входил Вадим, будет представлен министру транспорта Великобритании и поборется за 25 тыс. фунтов стерлингов инвестиций.
Евгений Ясин: «Развитие экономики без развития гражданского общества невозможно»
Есть ли у экономики и общественной жизни России свой, особый путь развития? В Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ прошел научный семинар «Рыночная экономика и гражданское общество», с докладом на котором выступил научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин.
Студенты Вышки заглянули в будущее железных дорог
Работа студентов ВШЭ по проблемам железнодорожной логистики стала лауреатом Всероссийского конкурса научных работ среди студентов и аспирантов по транспортной проблематике, ежегодно проводимого ОАО «РЖД».
Как использовать транзитный потенциал России
Повышение эффективности транспортной системы России на 10% добавит к росту ВВП 0,8%. Такие расчеты содержатся в обнародованном 15 января экономическом обзоре ОЭСР по России. Насколько эти расчеты реальны и в чем может заключаться повышение эффективности транспортной системы, размышляет директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.
Российская дорожная инфраструктура в мифах и реальности
27 ноября в ВШЭ состоялся второй семинар из цикла «Инфраструктура будущего», на котором директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин и старший научный сотрудник этого института Екатерина Решетова представили доклад «Золотые километры: сколько стоят автомобильные дороги в России?».
Пробки вынудят автовладельцев пересесть на метро
Побудить московских автомобилистов пользоваться общественным транспортом может разве что увеличение протяженности пробок и улучшение работы общественного транспорта. Исследование «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта».
Что делать с пробками в Москве?
29 октября на семинаре Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ с докладом «Что делать с пробками в Москве? Факторы выбора личного и общественного транспорта» выступил Алексей Белянин, заведующий Лабораторией экспериментальной и поведенческой экономики ВШЭ.
Как железные дороги помогут избавиться от пробок
Неразвитые дорожные коммуникации — неразвитая страна, это аксиома. Как улучшить ситуацию? 24 сентября в ВШЭ прошел первый семинар из серии «Инфраструктура будущего» на тему: «Использование железнодорожных коридоров для развития транспортных систем городов».
Е. Ясин рассказал о развитии рыночной экономики
6 сентября в Высшей школе экономики в рамках всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин прочел лекцию на тему «Развитие рыночной экономики и финансовые кризисы».
Доплатите за билетик
Пригородные электрички убыточны практически во всех регионах. Из трех путей повышения эффективности — отмены части маршрутов, повышению цены проезда, увеличению госсубсидий эксперты Институт проблем ценообразования и регулирования естественных монополий основным считают рост субсидий.