«Это адреналин»
Максим Медведев, выпускник магистерской программы «Электронный бизнес» факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, — один из основателей компании AddVenture, человек, который загорается идеями, верит в них, собирает команды — и запускает успешные проекты.
— Максим, какие факторы повлияли на ваш выбор магистерской программы?
— Во-первых, к концу четвертого курса я понял, что мне интересно заниматься Интернетом, так как это одна из самых динамично развивающийся отраслей, и во-вторых, меня увлекла идея проектирования своего будущего бизнеса. Еще на третьем курсе вместе с сокурсниками Алексеем Долговым и Алексеем Жабинским, обратился к нашим научным руководителям — первому замдекана факультета бизнес-информатики Светлане Валентиновне Мальцевой и декану этого факультета Виктору Васильевичу Никитину с просьбой помочь реализовать желание работать в реальном бизнесе, придумывать проекты, составлять бизнес-планы. Они предложили съездить в Центр физического приборостроения, где велись разработки лазерных технологий для медицины, в том числе разрабатывались лазеры для офтальмологии. Среди линейки лазерного оборудования активно развивалось инновационные направление — лечение псориаза лазером, и в качестве тестового задания нам поручили разработать под этот продукт бизнес-проект. И третий важный фактор моего выбора магистерской программы — она дает возможность выхода на ключевых экспертов в сфере интернета, пообщаться с ними вживую, наладить связи. Замдиректора Высшей школы бизнес-информатики Екатерина Лобза много делает для того, чтобы привлекать на программу ключевых топ-менеджеров, «звезд» российского Интернета, таких как Владимир Долгов, генеральной директор Google Russia, Бернар Люке, генеральный директор Ozon.ru, Феликс Мучник, генеральный директор Softkey, Дмитрий Степанов, исполнительный директор «Афиши-Диджитал». Ключевой актив, который, на мой взгляд, ты выносишь из образования, — это расширение круга твоих знакомств, с которыми ты дальше можешь делать бизнес.
— Что полезного кроме расширения круга дала вам магистратура?
— Мне понравились вещи, которые делает преподаватель кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий Федор Вирин, связанные с анализом успешных бизнес-моделей. Мы брали успешные западные компании и «раскладывали на составляющие», находили ответы на вопросы: как и сколько они зарабатывают, какие их аналоги существуют на российском рынке. Большинство успешных российских интернет-компаний — это клоны западных, и если ты хочешь делать бизнес, то у него наверняка уже есть аналог — значит, можно изучить его опыт и не изобретать велосипед.
Очень полезным было участие в конференциях, у нас, у интернетчиков, в этом деле все налажено — существует профессиональное сообщество, члены которого регулярно пересекаются на различных мероприятиях, таких как конференция «Интернет и Бизнес» и Российский интернет-форум. В целом сфера интернет-технологий динамична, собрались два-три человека — и это уже команда, к которой оперативно можно подтянуть любые ресурсы, и интеллектуальные, и финансовые, так как через два-три года вращения в «тусовке» ты уже всех знаешь. Если говорить о каких-то конкретных узкопрофессиональных «фенечках», то, например, в интернет-бизнесе сейчас многие компании зарабатывают на рекламе, и магистерская программа «Электронный бизнес» дает возможность разобраться в новых форматах рекламы, понять, как устроен современный российский рекламный интернет-рынок.
— По вашему опыту, какие ключевые навыки, полученные в Вышке, наиболее востребованы в профессиональной деятельности?
— Ключевое умение — это умение работать с информацией. У тебя есть источники, есть задача, ты должен найти метод, как ее решить. Если говорить о компетенциях, приобретенных именно на магистерской программе «Электронный бизнес», то, прежде всего, программа позволяет видеть горизонты информационных технологий, интернет-технологий, и понимать, на чем можно построить бизнес в данной сфере. Конечно, одной теории для этого мало, необходимо вовлечение в сферу, надо повариться в рабочей среде.
— Какие курсы вы добавили бы в программу?
— Мне кажется было бы полезно развить в магистратуре курсы, направленные на формирование управленческих и предпринимательских компетенций, таких как стратегическое планирование, ведение переговоров, особенно подчеркну образование на основе реальных кейсов. Например, кейсы по продажам крупным клиентам позволяют лучше выявлять потребности заказчика, понимать его бизнес и предлагать правильные продукты или услуги. Другой пример — кейсы по привлечению инвестиций в компанию, в основе которых лежит написание бизнес-плана по выбранной самим студентом бизнес-идее.
— В какие отрасли чаще всего идут выпускники этой магистерской программы?
— У меня сложилось впечатление, что выпускники программы достаточно хорошо устроились. Кто-то из них сейчас работает в крупных интернет-компаниях, таких как Яндекс, Киберплат, кто-то, как я, запускает свой бизнес, кто-то устроился в крупные компании, в которых есть отделы интернет-маркетинга и рекламы.
— Круг ваших партнеров по бизнесу сложился еще в университете?
— Да, еще на четвертом курсе мы вместе с друзьями организовывали «Innovation Jam» — неформальную группу, куда приглашали друзей на «междусобойчики» и обсуждали различные бизнес-идеи. Такая же по своей сути практика существует в IBM, где сотрудники собираются и креативят на тему возможных инноваций, эта же идея лежит в основе Учебного бизнес-инкубатора Вышки. У нас сложились партнерские отношения с одним из основателей Бизнес-инкубатора Еленой Масоловой, она предложила нам поучаствовать в одном проекте компании «Рувенту» в качестве команды, которая занимается аналитикой и экспертизой одного из их венчурных проектов. Мы поработали на нескольких проектах, собирали информацию, аналитику и предоставляли ее в Рувенту для дальнейшей обработки. И затем родилась идея создать собственную компанию, которая бы занималась инкубированием, выращиванием и инвестированием бизнес-идей. Практическим воплощением этой идеи стал фонд «AddVenture», миссия которого — инвестирование в российские ИТ-проекты посевных стадий. Фонд инвестирует различные подающие надежды команды на стадии стартапов, дает им то, что мы называем «умные деньги» — это не только финансы, мы делимся своим опытом, неформальными связями и контактами, проводим технологическую экспертизу.
— А как вы отбираете, какую компанию стоит инвестировать?
— Мы общаемся с компаниями, обсуждаем, оцениваем, если не хватает нашей экспертизы, привлекаем внешнюю экспертизу партнеров. И здесь очень помогают наработанные в магистратуре связи. Это уже бизнес в той сфере, в которой я получил профильное образование, наш фонд имеет фокус на интернет-проекты, и с многими экспертами, которых мы привлекали, я познакомился через «Электронный бизнес», а через них мы получаем новых экспертов, они рекомендуют нам, кто может помочь.
— Для того чтобы инвестировать, необходимо финансовое обеспечение. Как решается эта задача?
— Игорь Устинов и его партнеры стали для нас первым «бизнес-ангелом». Они поверили в нашу идею, дали деньги, и в августе 2008 года мы инвестировали шесть компаний. Из первого фонда наиболее известные проекты — это компания Румикс, ее основатель тоже вышкинец Илья Лагутин и компания Альтергео — лидер первого портфеля, имеющий хорошие предложения на продажу. Из шести компаний две привлекли следующий раунд инвестирования, сейчас мы уже собрали и проинвестировали второй фонд, и будем поднимать третий. Сфера информационных технологий привлекательна для венчурного инвестирования, если посмотреть на долю всех венчурных инвестиций, то IT занимает больше 30 процентов.
— Максим, в чем вы видите залог успеха бизнеса, связанного с Интернетом?
— Я не верю в многостраничные бизнес-планы, потому что они никогда не сбываются. Я больше верю в умение гибко подходить к решению проблем и видеть все время полную картину происходящего. Залог успешного бизнеса — это люди, команда.
— Вы всегда мечтали о собственном бизнесе, чувствуете себя на своем месте?
— Перед поступлением я не до конца понимал, куда поступаю, и у меня не было конкретной цели, но то, как сложилось, в итоге меня радует. Да, свой бизнес — это абсолютная нестабильность, но это адреналин. Ты не спишь ночами и знаешь, ради чего: ты не «на дядю» работаешь, а сам на себя. Это формирует совершенно иной подход, нужно быть готовым работать по 40 часов, забывать о выходных, не видеться с родственниками. Но я доволен тем, как живу и чем занимаюсь! Я не вижу себя специалистом какой-то конкретной сферы, рутинные операции не доставляют мне удовольствия.
— Каковы ваши планы? Хотели бы вы продолжить образование?
— Я более чем доволен тем, что получил в бакалавриате и магистратуре на бизнес-инфоматике, поэтому дальнейшее образование (возможно, это будет МВА) я рассматриваю не как получение каких-то знаний, а все-таки в большей степени как наработку контактов и связей. Что касается жизненной стратегии в целом, то мне бы хотелось быть причастным к запуску успешных компаний. Уже есть опыт, мы запустили одиннадцать разных проектов, и в каждом из них я участвовал. Есть хороший термин — серийный предприниматель, это человек, который загорается какой-то идеей, верит в нее, собирает команду, запускает проект, доводит до состояния, когда компанию можно отпустить, и она начинает развиваться сама, а он отходит. Для меня в этом драйв, таким образом я реализую свои амбиции.
— Что бы вы посоветовали ребятам, которые поступают на магистерскую программу «Электронный бизнес»?
— Если чего-то хочешь, не жди, когда для тебя это сделают. Если во время учебы приучишь себя проявлять инициативу, то уже не получится быть неинициативным на работе — ты просто входишь в предприимчивый темп жизни, развиваются способность мыслить и стремление улучшать процессы. Магистратура развивает самостоятельность и инициативность, всегда есть возможность включиться в процесс создания своего собственного образования, именно так сделали мы, выпускники программы «Электронный бизнес».
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ вошел в топ-10 на фестивале студенческого предпринимательства «СтудФест»
Проект ViSaver — сервис мгновенного поиска внутри видео, получения тайм-кодов, конспектов и тестовых заданий по содержимому видео — вошел в этом году в десятку лучших конкурсного трека «Я создаю бизнес» Международного фестиваля студенческого предпринимательства «СтудФест». О проекте новостной службе «Вышка.Главное» рассказала его основатель — выпускница Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Анастасия Семенова.
Трудолюбивый нарцисс-инноватор приведет фирму к успеху
Ученые НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге изучили, как черты личности основателя молодой фирмы влияют на результаты ее работы. Выяснилось, что нарцисс и трудоголик, который при этом внедряет инновации, будет эффективно развивать свою компанию. Статья опубликована в IEEE Transactions on Engineering Management.
Регистрация на Летнюю многопрофильную школу продлится до конца недели
До 26 мая включительно продолжается регистрация и прием портфолио учеников 8–10-х классов на Летнюю многопрофильную школу «Грани предпринимательства», которую НИУ ВШЭ проведет с 4 по 14 июля в Подмосковье. Участников школы ждут встречи с представителями крупных компаний, в числе которых Сбер, VK, Теlе2, КРОК, «Яков и Партнеры» и другие. Стоимость участия — 20 тысяч рублей, есть возможность получения скидки.
Проекты студентов ВШЭ вошли в топ-10 стартапов молодежных акселераторов Сбера
Бизнес-проекты Александра Зыкова и Никиты Нехаенко, первокурсников образовательной программы «Бизнес-информатика» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, оказались в топ-10 лучших стартапов молодежных акселераторов Сбера. Кроме того, недавно ребята также приняли участие в ТВ-шоу «Гонка стартапов», которое выходит еженедельно на телеканалах «Пятница!» и «Суббота!».
Исследование HSE FEST: каждый третий стартап возглавляет женщина
Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST 2023 провела опрос женщин-руководителей, вошедших в топ-100 конкурса стартапов. Исследование проводилось с целью знакомства с особенностями женского лидерства, а также ролью образования и используемых моделей управления среди женщин-топов. Основными критериями стали опыт управления стартапами на позиции основателя, сооснователя, CEO.
«Предприниматель должен стать действующим лицом и бенефициаром деятельности университета»
В Институте образования НИУ ВШЭ состоялась экспертная дискуссия о предпринимательской деятельности студентов и обучении предпринимательству в университетах. В ней приняли участие эксперты из системы высшего образования, в том числе руководители Вышки, а также представители Госдумы, Агентства стратегических инициатив и действующие предприниматели.
Тест на соответствие: как действует новая система отбора на Всероссийский кейс-чемпионат
Система отбора команд, которые получат приглашение к участию в региональном этапе Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству, в этом году изменилась. Если раньше потенциальным участникам — командам из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов СПО — нужно было записать и представить видеовизитку, то в этом году им предлагается пройти квалификацию, или квалификационное тестирование, в период с 6 по 9 октября.
Регистрация на кейс-чемпионат школьников по экономике и предпринимательству продлится до 5 октября
21 августа началась регистрация участников IV Всероссийского кейс-чемпионата школьников по экономике и предпринимательству. Инициатор его проведения и генеральный партнер — Минэкономразвития России. К участию приглашаются команды из 2–4 учеников 9–11-х классов и студентов любого курса профессиональных колледжей. Если в предыдущие годы допуском к кейс-чемпионату служила видеовизитка, то теперь каждому участнику команды нужно будет пройти индивидуальное квалификационное тестирование.
НИУ ВШЭ и «Движение первых» заключили соглашение о сотрудничестве
В конце июня Высшая школа экономики и Российское движение детей и молодежи « Движение первых» подписали соглашение о сотрудничестве. В ближайших совместных планах — работа с абитуриентами, запуск испытаний норматива технологической грамотности «ТехноГТО» и развитие молодежного предпринимательства.
Бизнес-пикник ВШЭ: «Это огромная предпринимательская тусовка»
Высшая школа экономики стала партнером федерального форума Росмолодежи «Большие гонки для молодых предпринимателей», который прошел на площадках «ВТБ Арены Парка». Объединенная команда ВШЭ, состоящая из слушателей и выпускников майнора «Стартап с нуля», приняла участие в спортивных и интеллектуальных состязаниях.