Большинство руководителей НКО положительно оценили идею программы «Обучение служением»
В сентябре 2023 года в ряде вузов страны, включая ВШЭ, была запущена программа «Обучение служением». В рамках этого образовательного модуля студенты изучают дисциплины и получают опыт проектной работы с некоммерческими организациями, соответствующий их профессиональной траектории. Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ в рамках всероссийского обследования НКО выяснил, как руководители этих организаций отнеслись к идее программы.
Согласно результатам опроса, большинство российских НКО (в общей сложности 73%) уже имеют опыт взаимодействия со студентами вузов и колледжей в рамках их волонтерской или проектной деятельности. В частности, примерно две трети (69%) опрошенных НКО взаимодействовали со студентами вузов и колледжей в рамках их волонтерской деятельности. Большинство из них довольны этим взаимодействием: 35% оценили свой опыт как отличный и 41% — как хороший. Только 3% признают его неудачным, и 21% поставили бы оценку «удовлетворительно». Несколько меньше НКО (46%) взаимодействовали с молодежью в рамках студенческой проектной деятельности, и этот опыт также рассматривается по большей части позитивно: 32% тех, кому доводилось привлекать студентов, дали оценку «отлично», 46% — «хорошо», и только 2% остались однозначно неудовлетворены этим взаимодействием, тогда как 18% поставили оценку «удовлетворительно».
Каждый пятый руководитель НКО знает, что в вузах нашей страны реализуется программа «Обучение служением» (20%), и столько же что-то слышали о ней, но не могут говорить с уверенностью (20%). Примерно половина респондентов (51%) впервые услышали о данной программе в процессе проведения опроса. Руководители тех НКО, которым уже доводилось взаимодействовать со студентами в том или ином контексте, значительно чаще говорят, что им известно о существовании такой программы.
Две трети руководителей НКО относятся к идее программы «Обучение служением» в российских вузах и колледжах безусловно положительно (32%) или скорее положительно (36%). Только 3% опрошенных выразили отрицательное отношение, и 29% пока не сформировали окончательное мнение по данному вопросу. Руководители НКО, которые уже взаимодействовали со студентами в рамках их волонтерской или проектной деятельности, настроены заметно более позитивно, чем те, кто еще не работал со студентами сам (73% положительных оценок против 55%).
Значительная доля руководителей НКО называют те или иные благоприятные последствия, которые может иметь реализация программы «Обучение служением» для их организации.
Половина опрошенных отметила, что реализация данной программы поможет увеличить численность волонтеров в их организации: с этой мыслью согласился 51% респондентов. Примерно столько же опрошенных (48%) также считают, что участие в «Обучении служением» позволит повысить эффективность реализации отдельных программ НКО, и 49% прогнозируют повышение эффективности деятельности организации в целом. Логичного улучшения взаимоотношений с вузами и колледжами ожидают 53% респондентов, 43% полагают, что введение подобной программы может положительно сказаться на репутации НКО в целом. Примерно каждый пятый опрошенный руководитель НКО (22%) пришел к выводу, что программа может увеличить доходы организации. Необходимо также обратить внимание на то, что НКО, которые уже имеют практический опыт взаимодействия со студентами в рамках их волонтерской или проектной деятельности, говорят о возможных положительных следствиях чаще, чем те, для кого на данный момент это теоретический вопрос.
Ирина Мерсиянова, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ
Как показывают результаты проведенного исследования, российские некоммерческие организации охотно взаимодействуют со студентами и видят потенциальные возможности для развития, которые может дать им участие в программе «Обучение служением». И уже в 2024 году можно ожидать расширения программы: данная методика распространится не только на колледжи и вузы, но и на школы. Впрочем, для нашей страны это не новое явление, когда НКО взаимодействуют со школьниками в рамках проектов. Например, уже несколько лет существует детский инклюзивный корпус медиаволонтеров «Невидимые крылья» Благотворительного фонда «Благо Дари Миру». В его состав входят обычные школьники, большинство с ограниченными возможностями здоровья, но каждый из них приносит в свой медиаотряд компетенции, которые он наработал как во время обучения в школе медиаволонтеров этого же фонда, так и в других учреждениях дополнительного образования. А в результате они наравне со взрослыми занимаются изданием журнала, официально зарегистрированного как СМИ.
Вам также может быть интересно:
Обучение служением, киберспорт и картина мира: Вышка на Всемирном фестивале молодежи
В «Сириусе» 6 марта завершился Всемирный фестиваль молодежи. В его работе активное участие приняла большая команда Высшей школы экономики. О некоторых важных проектах и дискуссиях, в которых приняли участие вышкинцы в дни ВФМ, — в нашем материале.
Обучение служением как принцип образования представили на форуме «Сильные идеи для нового времени»
Эксперты из НИУ ВШЭ представили на форуме «Сильные идеи для нового времени» идею международного центра «Служение как принцип образования». Авторы получат от партнеров экспертную обратную связь, участие в акселерационных программах, индивидуальное сопровождение проектов и медийное продвижение.
Два проекта вышкинцев прошли в финал премии #МыВместе
Международная премия #МЫВМЕСТЕ ежегодно присуждается проектам в сфере волонтерства и благотворительности. В этом году на нее было подано почти 40 тыс. заявок — более чем на 5 тыс. больше, чем в 2022 году. В финале оказались 128 финалистов из 48 регионов России, и среди них два проекта вышкинцев. Победителей объявят в декабре на Международном форуме гражданского участия #МЫВМЕСТЕ, приуроченном к Международному дню волонтера. Награды лучшим вручит президент России Владимир Путин.
Программа «Обучение служением» стартовала в университетах страны
5 сентября, в Международный день благотворительности, в различных университетах страны состоялся официальный запуск программы «Обучение служением». В НИУ ВШЭ прошла встреча с заместителями деканов и проектными менеджерами факультетов, а затем масштабная ярмарка НКО, где и студенты, и сотрудники Вышки познакомились с партнерскими НКО и запланировали дальнейшие совместные проекты.
Эксперты НИУ ВШЭ приняли участие в разработке методики реализации модуля «Обучение служением» в вузах
Высшая школа экономики совместно с Ассоциацией волонтерских центров (АВЦ) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ подготовила методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением». Их уже направили в сотню российских вузов, которые запустят модуль в новом учебном году.
В «Машуке» завершилась программа повышения квалификации для внедрения в вузы курса «Обучение служением»
С 4 по 7 июля в Центре знаний «Машук» прошла первая программа повышения квалификации «Внедрение методики “обучение служением”». Программа разработана на базе Института образования НИУ ВШЭ совместно с Ассоциацией волонтерских центров при поддержке Министерства образования и науки. Обучение прошли более 180 человек — профильные проректоры и директора из 100 университетов России. С 1 сентября курс «Обучение служением» будет запущен в 100 пилотных университетах.
Начинается прием заявок на Всероссийский конкурс социальных практик, реализуемых по технологии «обучение служением»
Организаторами конкурса выступили Высшая школа экономики и Ассоциация волонтерских центров при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. Поданные с 1 по 30 апреля заявки оценит экспертная комиссия. С 25 по 29 мая заявители лучших практик смогут презентовать их в дистанционном режиме.
«У нас есть возможность внедрить в процесс обучения студентов новую практику»
16 марта в московской «Точке кипения» Ассоциация волонтерских центров в партнерстве с НИУ ВШЭ провела стратегическую сессию «Технология “обучение служением” в университетах России» для представителей вузов и НКО. Стратсессия призвана помочь ее участникам познакомиться с этой технологией и разработать модель ее внедрения в образовательный процесс.