«Мировая экономика»: взгляд выпускника, преподавателя и эксперта
Окончив факультет мировой экономики и мировой политики, Виктория Павлюшина осталась преподавать. Сейчас она совмещает эту деятельность с работой в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Что дала ей учеба, каких ошибок в преподавании она старается избегать и чем выгодно отличаются выпускники Вышки от остальных, она рассказала в интервью новостной службе.
Виктория Павлюшина
Бакалавриат, магистратура и экстернат в Вышке
Я училась на программе «Мировая экономика» и после окончания бакалавриата хотела уехать учиться за границу, но в 2014 году — в конце моего четвертого курса — вышла книга Тома Пикетти «Капитал в XXI веке», посвященная теме экономического неравенства. Я прочитала ее залпом, поняла, что хочу заниматься этой темой, и нашла своего научного руководителя — Леонида Марковича Григорьева. Собственно, для того, чтобы продолжить изучать эту тему, я поступила в магистратуру на программу «Мировая экономика» и осталась в Москве.
В этом решении были как свои плюсы, так и минусы. Например, часть курсов в магистратуре повторяла курсы из бакалавриата. Но это позволило мне за два года сделать большой прорыв в изучении данной темы и в подготовке к диссертации. После окончания магистратуры я поступила в экстернат, в начале осени планирую обсудиться и защититься, когда позволят аспирантские сроки. Тема все та же — экономическое и социальное неравенство.
За то время, пока я занималась написанием диссертации, мне удалось съездить на разные конференции и обговорить вопросы неравенства с теми, кого я начала читать в магистратуре. Есть три классика, исследующие тему неравенства, и со всеми получилось встретиться и пообщаться. Я до сих пор периодически что-то отправляю им почитать, и они снисходительно отвечают, что в целом все прикольно.
Презентация бакалаврской образовательной программы «Мировая экономика» состоится 25 июня в 17.00.
Как из студента превратиться в преподавателя
В первый раз заходить в кабинет к студентам было очень страшно. Я понимала, что выгляжу абсолютно так же, как они, и этот внутренний страх важно перебороть. Если преподаватель очень неуверен в себе, это сложно. А еще для меня главное — не играть в «тетю». Я видела неудачные примеры, когда, преподавая, молодые ребята мнили себя непонятно кем, и эта «стена» между преподавателем и студентом для меня оказалась достаточно большой помехой в учебе. Я стараюсь избегать этого, быть более либеральной, шутить, иногда могу показать мемы по теме лекции.
Я в основном читаю курс «Введение в мировую экономику» у первокурсников бакалавриата. У меня его вел Игорь Алексеевич Макаров, который сейчас руководит департаментом мировой экономики. Можно сказать, что его предмет стал для меня основополагающим, потому что Игорь Алексеевич заложил в нас определенные вещи. Он говорил, что, когда пишешь что-то, ты должен писать свои мысли, даже если они плохие, а еще правильно все оформлять и не срывать дедлайны. За собственное эссе по предмету, который я сейчас веду, я когда-то получила 5 из 10 с огромным комментарием.
Я стараюсь придерживаться таких же принципов со своими студентами и каждую работу обязательно проверяю на плагиат. Поскольку я преподаю у первого курса, много времени уходит на то, чтобы рассказать им какие-то основы, подробно объяснить все детали и ответить на каждое письмо каждого студента. Естественно, я больше требую. Вижу и положительный, и негативный фидбэк, некоторые говорят: «В других группах такого нет, а вы жестите». С другой стороны, я всегда иду им навстречу — могу, например, перенести контрольную на другой день, потому что сама училась на мирэке и понимаю, как все устроено и насколько большой бывает нагрузка.
Еще я преподаю на англоязычной магистерской программе «Политика. Экономика. Философия», и там, естественно, не использую никакой студенческий опыт, потому что это другой факультет. Помогает исключительно опыт и то, что на протяжении четырех лет приходилось сдавать ежегодно по четыре сессии. Я могу быстро собраться и за полтора часа объяснить студентам тему.
Мы стараемся избегать тех ошибок, которые допускали наши преподаватели, хотя, конечно, у нас тоже много проблем, которые мы обсуждаем с коллегами
Например, с Ильей Степановым мы вместе учились и в бакалавриате, и в магистратуре, а сейчас он тоже преподает. Мы замечаем друг у друга какие-то сложности и ошибки и исправляем их. Вообще, я думаю, что это очень круто - опыт учиться, а потом преподавать на одной и той же программе, потому что ты очень хорошо во всем разбираешься, понимаешь все тонкости и грамотно выстраиваешь собственную программу. Добиться такого же уровня преподавания в другом вузе, особенно если ты работаешь по совместительству, мне кажется невозможным.
«Мы занимаемся именно тем, чему меня учили в Вышке»
В Аналитический центр при Правительстве РФ я пришла три года назад, начинала работать в качестве научного сотрудника. Сейчас я заместитель начальника Управления макроэкономических исследований, и мы занимаемся именно тем, чему меня учили в Вышке — анализируем, выясняем тренды, даем рекомендации. В центре нашего внимания, в основном, российская экономика, но поскольку я училась на «Мировой экономике», мы не могли не сделать «Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики», который выпускаем ежемесячно. Кроме того, я организовываю различные конференции, обсуждения — например, мы вовлечены в организацию председательства России в БРИКС в 2020 году.
В Вышке мы учили не только экономику, но и два иностранных языка. Причем, это профессиональный уровень владения языком, на котором можно работать и при этом еще получать за него комплименты. Поэтому сейчас, когда к нам приезжают иностранные коллеги, я могу грамотно поддержать беседу на любой встрече, ответить на вопросы и понимаю не только все лингвистические, но и экономические аспекты, которые они обсуждают.
Вышкинцы в работе: скорость, внимательность и экономический кругозор
Самое главное, что дал мне мой факультет — это умение справиться со всем, всегда и в сжатые сроки. На первом курсе Ярослав Кузьминов и Сергей Караганов сказали: «Наши студенты не жалуются, потому что у них на это нет времени». Вот и у меня тогда не было времени жаловаться. Сейчас его тоже нет, и когда к нам на практику приходят наши студенты или выпускники, я вижу, насколько легко они справляются с любыми проблемами.
Если надо быстро встретить японского посла и мило с ним пообщаться, а на подготовку есть всего пять минут, это смело можно доверить вышкинцу
Специфика нашей работы такова, что часто ответ нужен либо через десять минут, либо никогда. Если долго строить модель и пытаться «докопаться» до самого дна, может быть слишком поздно. Поэтому задачи, которые нужно решить быстро, я могу доверить вышкинцам. За имеющееся время они сделают пять кругов, что-то найдут и принесут.
Леонид Маркович всегда говорил, что нет экономики кроме мировой экономики, и я в целом с ним согласна. Выпускники нашего мирэка всегда видят, что есть «по бокам», у них сразу возникают ассоциации: «А, это же как в Бразилии». С этими людьми мы разговариваем на одном языке, они меня точно поймут и будут работать с нужной скоростью. Причем, даже не важно, хорошо он учился в Вышке или не очень. Конечно, при отборе мы смотрим на их положение в рейтинге, но это далеко не самое важное.
Поскольку на сайте ВШЭ есть личные страницы всех преподавателей, и любой студент может все про них узнать, вышкинцы всегда перед любыми встречами без напоминаний ищут максимальное количество информации о человеке в интернете. В этом есть какая-то школа. Причем нас никто специально этому не учил, мы просто делаем так, потому что понимаем — это кратчайший путь к успеху.
Григорьев Леонид Маркович
Профессор департамента мировой экономики
Макаров Игорь Алексеевич
Руководитель департамента мировой экономики
Степанов Илья Александрович
Преподаватель департамента мировой экономики
Вам также может быть интересно:
Open Air для будущих международников: стажировки в Африке, мобильность в Бразилии
В начале июля во внутреннем дворике на Малой Ордынке, где располагается факультет мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, состоялся Open Air — ежегодный фестиваль образовательных программ бакалавриата #мирового_факультета. Как всегда, гости в расслабленной летней атмосфере общались с руководством факультета, преподавателями, студентами и выпускниками. Китайские иероглифы под мороженое, оригами и фотосессии, португальские десерты и корейские сувениры, турецкие сладости и африканские стикеры — только малая часть того, что попробовали или выиграли гости, продемонстрировав знания о том, как устроен мир.
Темпы роста мировой экономики могут оказаться одними из самых низких за последнюю четверть века
С 2022 по 2030 год ожидается, что среднегодовой темп роста мирового ВВП снизится примерно на треть по сравнению с теми темпами, которые были в начале XXI века, — до 2,2% в год (и даже ниже) против 3,2% в 2011–2021 годы и 4,0% в 2000–2010 годы. Такой прогноз приводится в докладе НИУ ВШЭ «Обзор актуальных прогнозов мировой экономики», который подготовлен в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».
«Журнал будет интересен не только профессионалам»
Департамент мировой экономики факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ выпустил первый номер журнала «Современная мировая экономика». О принципах редакционной политики, приоритетных темах и отборе авторов новостной службе «Вышка.Главное» рассказал один из главных редакторов нового издания, руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Игорь Макаров.
Абитуриентов привлекает цифра
Лучшие вузы России отмечают рост среднего балла абитуриентов и неослабевающий спрос на направления, связанные с информационными технологиями и цифровизацией экономики. Об этом шла речь на пресс-конференции, посвященной итогам приема в вузы, которая состоялась 16 августа в пресс-центре «Известий».
5 главных фактов об итогах приема в бакалавриат
Вышка завершает прием на бакалаврские программы. Уже определены все зачисленные на бюджетные места, но еще продолжается заключение платных договоров. Основные итоги приемной кампании 2019 года подводит проректор ВШЭ Вячеслав Башев.
Пять магистерских программ для будущих ученых, на которые можно поступить прямо сейчас
В Вышке существует множество магистерских программ на любой вкус. Некоторые из них более практикоориентированные, как «Транспортное планирование», другие — творческие, как, например, «Мода», а есть те, которые открывают студентам возможности для академической карьеры и будущего в науке. Рассказываем о пяти программах, документы на которые еще можно успеть подать до 31 июля. Подача документов для иностранных граждан возможна до 20 августа.
«В Вышку пришли более 1000 победителей и призеров олимпиад школьников»
До окончания приема документов в бакалавриат Высшей школы экономики остается десять дней. О ходе приемной кампании рассказал новостной службе портала проректор Вячеслав Башев.
«Наши студенты участвуют в реальных городских исследованиях и проектах»
В новом учебном году магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» предлагает студентам новые форматы обучения, дисциплины и проекты. Подробнее о них рассказывает академический руководитель программы Руслан Гончаров.
Открыта регистрация на программу второго диплома по праву Лондонского университета в ВШЭ
Абитуриенты, поступающие на бакалаврские программы «Юриспруденция» и «Юриспруденция: частное право», могут одновременно выбрать лондонскую программу как дополнительную опцию к своей основной подготовке. Программа второго диплома открыта также для внешних студентов и работающих специалистов.
Начинается заключение договоров для абитуриентов бакалавриата
1 июля в Вышке начинается заключение договоров на большинство программ бакалавриата (специалитета). Напоминаем, что такое критерии заключения договоров, каковы сроки для разных программ и почему стоит заключить договор, даже если вы рассчитываете попасть на бюджетное место.