• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Многие хотят создавать продукты на базе ИИ и стать конкурентоспособнее»

«Многие хотят создавать продукты на базе ИИ и стать конкурентоспособнее»

В 2024 году на магистерскую онлайн-программу «Искусственный интеллект», реализуемую факультетом компьютерных наук ВШЭ, поступило рекордное количество первокурсников — более 300. Откуда такой высокий интерес к ИИ, как строится обучение и какими новыми компетенциями будут обладать выпускники программы, рассказала ее академический руководитель Елена Кантонистова.

Елена Кантонистова
Фото: Константин Комов для ФКН НИУ ВШЭ

— Почему в наши дни такое большое число людей стремится изучать искусственный интеллект?

— Программа действительно набрала много студентов: в сентябре на ней начали учиться 304 первокурсника, 150 второкурсников, а также еще около 20 студентов по договору с Центральным университетом Т-Банка.

Искусственный интеллект сейчас очень популярен благодаря появлению таких сервисов, как Midjourney, Kandinsky, ChatGPT, Gigachat, Whisper, и других очень известных широкому кругу людей ИИ-решений. Многие хотят научиться создавать свои продукты на базе искусственного интеллекта и тем самым стать конкурентоспособнее и дороже на современном IT-рынке труда. А кому-то интересно заниматься исследованиями в области ИИ — это тоже наша стезя. На нашей программе мы изучаем ИИ (в частности, машинное и глубинное обучение) на глубоком уровне: не только знакомимся с концепцией, но и изучаем подробности алгоритмов и архитектур. Студенты получают большое количество практики, что дает выпускникам программы конкурентное преимущество.

— Как у вас получается справляться с увеличением числа студентов?

— Количество студентов на программе увеличилось в этом году почти вдвое. Если в 2023/24 учебном году в сентябре на программе суммарно обучалось около 260 студентов, то в сентябре этого учебного года — более 450 студентов.

С ростом числа студентов растут и сложности в коммуникации, но они локальные. В целом мы ожидали большой набор и заранее подготовили все средства и платформы. Кроме того, процессы легче масштабируются в силу онлайн-формата, так что качество коммуникации не упало. Я даже думаю, что оно возросло, так как мы накапливаем и учитываем пожелания студентов предыдущих наборов. С каждым годом взаимодействие со студентами становится все более продуманным и комфортным для обучающихся.

— Как вы оцениваете взаимодействие студентов и преподавателей в условиях большого набора?

— Преподавателям, конечно, тяжелее взаимодействовать с таким числом студентов. В чате теперь вместо 30–50 или даже 100 студентов одновременно находится более 300, и многие хотят что-то спросить и быстро получить ответ. В такой ситуации не обойтись без команды ассистентов и кураторов, которые помогают преподавателю и отвечают на часть вопросов. На каждом нашем курсе есть большой штат ассистентов (до 10 ассистентов на каждой ключевой дисциплине), а на флагманских курсах есть еще ассистент лектора — это главный ассистент, который дополнительно руководит организационным процессом внутри своей дисциплины и, в частности, поддерживает коммуникацию.

— Как происходит обучение на программе, ведь у студентов разные уровни подготовки?

— В прошлый набор мы на некоторых дисциплинах уже тестировали формат разбиения на группы по уровню знаний. В этом году мы полноценно внедрили этот подход в обучение: на всех обязательных дисциплинах есть деление студентов на группы по уровню сложности. Перед стартом курсов мы предлагаем студентам входное тестирование и в зависимости от результата рекомендуем посещать ту или иную по сложности группу. Причем разбиение очень гибкое: внутри каждой дисциплины оно свое. То есть студент может выбрать для себя базовую группу, например, по математике, но при этом посещать продвинутую группу по машинному обучению.

— Какие новые возможности или курсы были добавлены в программу в 2024 году?

— В этом году мы добавили на 2-й год обучения новую специализацию, посвященную работе с большими языковыми моделями (LLM) в продакшене.

Это 6 сложных курсов, которые готовят продвинутых ML-разработчиков с очень нужными индустрии навыками. В этом году на эти курсы проводился дополнительный отбор среди студентов программы

Но ребята хорошо справляются. На следующие запуски мы, возможно, откажемся от отбора и откроем доступ для всех наших студентов.

— Как вы планируете развивать программу в будущем, учитывая текущие результаты?

— Сейчас программа содержит большое число самых разнообразных курсов и по анализу данных (машинное и глубинное обучение), и по разработке в машинном обучении. После изучения обязательного блока (2–3 курса в семестр) студенты могут выстроить гибкую индивидуальную траекторию своего обучения, собрав из курсов учебного плана набор наиболее интересных для себя дисциплин. Учебный план программы практически устоялся. Не думаю, что мы будем что-то кардинально менять в ближайшие годы, скорее будем работать над улучшением качества образовательного процесса. Оно и сейчас, на мой взгляд, хорошее, но нет предела совершенству.

— Какие планы по дальнейшему развитию и улучшению программы у вас есть на следующий год?

— Что хорошо работает, нужно не сломать — это главный план! А если говорить серьезно, то мы постоянно работаем над тем, чтобы улучшить процессы организации курсов и сделать коммуникацию со студентами и сотрудниками учебного офиса более быстрой и эффективной. И будем продолжать в этом направлении.

«Искусственный интеллект» — практико-ориентированная магистерская программа подготовки специалистов по работе с ИИ, реализуемая 100% онлайн. Студенты осваивают полный цикл внедрения ИИ в продукт: учатся собирать и обрабатывать данные, строить модели глубинного машинного обучения и внедрять алгоритмы в промышленную эксплуатацию. Кроме того, учащиеся знакомятся с популярными архитектурами — моделями для обработки текстов, изображений и видео.

Чат абитуриентов в ТГ

Вам также может быть интересно:

Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке

Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.

Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз

Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.

Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ

На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.

Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ

В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.

Искусственная революция: как ИИ меняет образование

Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.

Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ

В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.