«Настоящий лидер – это тот, кто прилагает системные усилия, чтобы изменить мир к лучшему»
Десять лет назад в Высшей школе экономики была создана базовая кафедра ведущей глобальной консалтинговой компании McKinsey & Company. Партнеры McKinsey читают студентам три курса и думают о расширении сотрудничества с университетом. О том, чем интересна преподавательская деятельность и какими качествами должен обладать современный лидер, новостной службе Вышки рассказал Виталий Клинцов, управляющий партнер McKinsey по России и СНГ.
Система ценностей, а не рекрутинг
Когда мы 10 лет назад создавали кафедру, у нас была следующая идея. Если в 90-е годы большую часть наших новых сотрудников составляли физики и математики, то в нулевые именно выпускники Высшей школы экономики стали для нас очень значимы. И мы решили, что было бы очень правильным создать здесь собственную кафедру, чтобы донести наши идеи и нашу систему ценностей до студентов. Конечно, большую роль сыграла инициатива ректора университета Ярослава Кузьминова, который предложил нам организовать кафедру. При этом мы не преследовали целей подобрать кандидатов для работы в McKinsey – функция кафедры была чисто преподавательской. Для студентов Вышки McKinsey проводит специальные рекрутинговые мероприятия, но выпускники наших курсов никаких преимуществ не получают.
Современные лидеры
Кафедра всегда являлась общеуниверситетской и всегда пользовалась большим спросом. Мы начали с одного курса – «Лидерство как личная стратегия», а потом добавили еще два: «Функциональный менеджмент» и «Конкурентоспособность отраслей». Но наш первый курс, «Лидерство как личная стратегия», и сейчас самый главный и популярный. Его задача – познакомить студентов с современной интерпретацией концепции лидерства.
Сегодня настоящий лидер – это тот, кто прилагает системные усилия, чтобы изменить мир к лучшему. Психологи утверждают, что таких людей в обществе в среднем 4%. В Высшей школе экономики этот процент, на мой взгляд, гораздо выше, а на нашем курсе он очень большой. Второй курс, «Функциональный менеджмент», нацелен на то, чтобы помочь студентам понять, как работает корпорация, изучая функцию за функцией: стратегию, маркетинг, закупки, и т.д. В рамках третьего курса, «Конкурентоспособность отраслей», мы разбираем функционирование нескольких ключевых секторов экономики, например нефтегазовой, строительной, телекоммуникационной отраслей.
Интерактивные лекции
У нас очень хорошее впечатление от студентов, которые к нам приходят, в том числе и из других вузов. Их общий уровень очень высок – так же, как и энтузиазм. Это заряжает и нас энергией, потому что получаешь колоссальную отдачу. Мы ограничиваем количество студентов на курсах – идеально, когда их 50–60 человек. В этом случае удается общаться с каждым. Лекции длинные, по четыре академических часа, и часть занятия построена в виде диалога и часто – коллективного поиска решения. Лектор вовлекает в обсуждение всех, и все всегда очень активны. Подавляющее большинство просто рвется высказать свою точку зрения. Мы также используем формат работы в команде и такой довольно редкий прием, как работа со спарринг-партнером.
Поразительные эссе
Студенты выполняют много домашних заданий, но при этом мы экономно относимся ко времени, которое они должны на это затрачивать. Например, я прошу написать эссе, но ограничиваю его размер одной страницей. Тогда и я могу дать обратную связь каждому студенту по его работе. При этом мне приходилось получать эссе, которые меня просто поразили. Я оцениваю работы по шкале от 0 до 20, но бывало, что ставил 25! Очень хорошо помню некоторые из них: там были и дерзость мысли, и сила формулировок. Такие эссе я иногда зачитываю всем – конечно, анонимно. После каждой лекции мы собираем обратную связь. Студенты ставят нам оценки и оставляют свои замечания и комментарии. Это очень полезно, хотя заслужить высокую оценку непросто.
Развиваемся в глубину
Наш факультатив стал заметной составляющей Высшей школы экономики, и для нас университет создал очень комфортные условия работы. Мы видим, что если кто-то из студентов пришел к нам на один курс, то затем мы его зачастую видим и на других наших программах, а это для нас очень хороший сигнал. Пока мы предпочитали развивать курсы нашей кафедры, скажем так, в глубину, то есть актуализируя и совершенствуя свои программы, а не расширяя их число. Каждый год мы что-то добавляем. Например, те примеры, которые мы использовали в курсе «Функциональный менеджмент» десять лет назад и которые используем сегодня, сильно различаются. Сегодня темы digital и big data безусловно вошли в число ключевых. За последние десять лет мы в McKinsey создали очень сильное подразделение digital и big data. И то, что мы делаем в Высшей школе экономики, мы постоянно обновляем, совершенствуем и сейчас формируем повестку на будущее.
Виталий Клинцов, управляющий партнер McKinsey по России и СНГ
Окончил Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и Калифорнийский университет в Сан-Диего. В McKinsey пришел в 1997 году. Руководит реализацией масштабных трансформационных программ для госкорпораций и крупных компаний в различных отраслях. Имеет большой опыт в области разработки конкурентных стратегий, развития институциональных компетенций, оптимизации крупных капитальных проектов, формирования целевой корпоративной культуры и стимулирования инновационной деятельности.